Санкт-Петербург и область, 03 апр 2018, 17:57

«Грузовичкоф» предложил инвесторам рискнуть

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Оператор малотоннажных грузоперевозок «Грузовичкоф» разместил облигации на сумму до 300 млн руб. Компания вышла на облигационный рынок Московской биржи по упрощенной схеме, которая предполагает освобождение эмитента ценных бумаг от обязательства публиковать официальную отчетность. По мнению экспертов, «Грузовичкоф» мог решиться на выпуск долговых бумаг, столкнувшись со сложностями привлечения финансирования на банковском рынке.

«Мусорные облигации»

Компания уже разместила первый транш программы биржевых облигаций на сумму 50 млн руб. Годовая ставка ежемесячного купона по облигациям — 17% (18,4% — эффективная ставка). Срок обращения бумаг — два года. «Большая часть привлеченных инвестиций пойдет на покупку 200 автомобилей, их оснащение и брендирование. Остальные средства будут направлены на увеличение маркетингового бюджета в Москве, покупку дополнительного оборудования для оснащения ремонтных зон и пополнение оборотных средств», — говорит гендиректор компании «Грузовичкоф-Центр» (эмитент облигаций) Михаил Перминов.

Как сообщили в пресс-службе компании, заявки на покупку облигаций поступали задолго до размещения как от частных, так и от институциональных инвесторов. «В первый час инвесторы купили облигаций на 3,6 млн, в текущий момент большое количество заявок обрабатываются. Данные можем предоставить позже», — уточнил пресс-центр.

К эмитентам облигаций, не публикующим официальную бухгалтерскую отчетность, инвесторы относятся крайне настороженно, говорит начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов. По его словам, игрокам рынка сложно оценить их реальную кредитоспособность и потенциальную ликвидность выпущенных ими ценных бумаг. «Круг инвесторов таких компаний достаточно узкий — как правило, это фонды, специализирующиеся на так называемых junk bonds («мусорные облигации», бумаги с высокой доходностью и относительно низким инвестиционным рейтингом — ред.), или высокорисковые физические лица, которые ищут альтернативу депозитам», — говорит эксперт.

Рынок грузового такси

Около 81% рынка малотоннажных перевозок в Петербурге — это мелкие частные перевозчики. 14% рынка принадлежит группе компаний «Грузовичкоф», еще около 5% — компании «Газелькин». По данным самого «Грузовичкофа», рынок малотоннажного грузового такси в Москве составляет примерно 15,9 млрд руб., в Петербурге — 6,8 млрд, в целом по России — 123 млрд. «Впрочем, рынок не консолидирован и не насыщен, оценки по разным методологиям могут значительно разниться, а всеобъемлющего исследования рынка все еще нет», — уточнили в пресс-службе компании.

Высокая ставка

По мнению Артема Абалова, 17% годовых — это довольно высокая процентная ставка, учитывая систематическое снижение процентных ставок (так, ставка по купону облигаций федерального займа составляет сейчас около 7%, заемщиков из первой-второй категории риска (низкий уровень риска) — 10-11%. «С купоном в 17% в свое время могли торговаться облигации, например, «Мечела», когда группа находилась в остром кризисе», — говорит Абалов.

Как говорит гендиректор инвестиционной компании «ДОХОДЪ» Яков Марков, в большинстве случаев средний бизнес идет за деньгами на облигационный рынок в том случае, когда получить кредит в банке сложно или очень дорого. «Компании хотят развиваться, но получить финансирование в банках, особенно в нынешних условиях довольно жестких требований к заемщикам и качеству их залогов, для многих видов бизнеса практически невозможно», — говорит инвестор.

Справка

По данным презентации для инвесторов, консолидированная выручка группы компаний «Грузовичкоф» за 2017 год достигла 2,7 млрд руб. (на 3% больше, чем в 2016 году). Половина выручки перевозчика приходится на Петербург, другая — на Москву. Автопарк за 2017 год вырос с 1170 до 1361 автомобиля (+16%), количество заказов — с 704 до 899 тыс. (+27%).

Выручка ООО «ГрузовичкоФ-Центр», непосредственного эмитента облигаций, за три квартала 2017 года составила 270 млн руб. За весь 2016 год компания заработала 287 млн руб. EBIT (операционная прибыль) за три квартала 2017 года составила около 1 млн руб., за весь 2016 год — более 1,5 млн.

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США сдержать цены на нефть
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе