Санкт-Петербург и область, 03 мая 2017, 11:11

Поджог или парковка: как с улиц Петербурга исчезнут машины

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Сегодня ситуация с парковкой в новых жилых комплексах стоит настолько остро, что порой толкает жителей на преступление (поджоги, проколы шин и прочее). Некоторые эксперты считают, что новый юридический статус машиномест и изменение ценовой политики застройщиков в ближайшем времени поможет отчасти разгрузить забитые автомобилями петербургские дворы. Однако другие специалисты уверены, что исключительно рыночными механизмами проблему не решить.

Поджог за неправильную парковку

«[Проблема нехватки парковочных мест] как началась с Парнаса, где сейчас напряженность такая, что доходит до поджогов, так и продолжается в Девяткино, Шушарах и так далее. Ничего не меняется. Парковочных мест как не хватало, так и не хватает», — поделился руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов.

В то же время, машиноместа во встроенных паркингах долго остаются нераспроданными, поскольку оказываются не по карману покупателям квартир эконом-класса. По наблюдениям гендиректора девелоперской компании «Петрополь» Марка Лернера, продажа машиномест ценой 700-800 тыс. руб. затягивается в среднем на 3-4 года после окончания строительства — «люди терпят, пока ситуация не становится совсем невыносимой». И если для жителей дома нераспроданные места в паркинге означают «забитый» до отказа двор, то для застройщика эти «пустоты» оборачиваются недополученным доходом. В итоге ряд компаний сдает машиноместа в аренду, другие — придерживают на неопределнный срок.

Продай свое место

Однако эксперты видят повод для сдержанного оптимизма. «В январе 2017 года вступили поправки в Градостроительный кодекс, которые сделали парковочные места самостоятельными объектами недвижимости. Еще в прошлом году для сделок с ними нужно было получить отказы других дольщиков. Теперь парковочные места можно официально сдавать в аренду, использовать в качестве залога, совершать сделки купли-продажи», — рассказала РБК Петербург замгендиректора IMD Group Елена Шигапова.

Таким образом, надеется эксперт, покупка машиноместа станет привлекательнее для жителей. А это означает, что часть автомобилей переместится с улицы во встроенные паркинги.

Справка

Количество машиномест в петербургских новостройках определяется нормативом: каждые 80 кв. метров жилой площади застройщик должен обеспечить одним машиноместом. Неважно, где оно будет создано — на наземной парковке, в многоуровневом надземном или подземном паркинге. Соответственно, количество мест, приходящееся на семью, зависит от средней площади квартиры в доме. По данным Евгении Литвиновой, руководителя отдела проектного консалтинга КЦ «Петербургская недвижимость», на первичном рынке в обжитых районах Петербурга складывается следующая ситуация: в классе «масс-маркет» на одну квартиру приходится, в среднем, 0,33 машиноместа, в классе «бизнес» — 0,9 м/места, и в классе «элита» — 1,3 м/места.

Новая психология

М.Лернер, в свою очередь, обращает внимание на другую позитивную тенденцию: часть застройщиков изменила подход к ценообразованию и опустила стоимость машиноместа до 500 тыс. рублей и ниже. Одновременно, по его словам, меняется менталитет покупателей, и через 3-5 лет перелом в ситуации с парковочными местами окажется заметен.

Как пояснил М.Лернер, нынешняя цена машиноместа рассчитывается по себестоимости, которая, в свою очередь, определяется, исходя из стоимости «потерянных» из-за паркинга квадратных метров. «Многие застройщики уже понимают, что, если от нормативных требований в отношении машиномест невозможно уйти, то инвестиции в создание паркингов нужно оценивать, как неизбежные потери, аналогично затратам на лифты, лестничные марши, места общего пользования», — сказал он.

Дворы — не резиновые

Не стоит надеяться только на рыночные механизмы решения проблемы — надо улучшать проектирование дворов и улиц, считает транспортный инженер, эксперт лаборатории OTS Института дизайна и урбанистики ИТМО Дмитрий Баранов. В частности, он предлагает разделить проезды в новых жилых комплексах на две категории. Первая и основная — проезды, аналогичные европейским жилым улицам, предназначенные для выезда из глубины квартала на другие улицы. Вторая — второстепенные проезды, ведущие непосредственно к домам.

Основные проезды нужно проектировать с проезжей частью и тротуарами, как и сейчас, но без тупиков и сложных кривых, повторяющих контуры домов. Второстепенные, по видению эксперта, должны проектироваться как shared space, то есть сплошное пешеходное пространство, на котором только иногда можно ездить машинам. Во внутренних дворах домов должны быть только такие проезды, уточняет Дмитрий Баранов.

Подробнее читайте в спецпроекте РБК+.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом