Санкт-Петербург и область, 03 мая, 09:32

В Петербурге анонсировали строительство ещё одной широтной магистрали

Кроме того, власти города рассматривают возможность строительства железнодорожного кольца для электричек
Читать в полной версии
(Фото: PhotoXPress.ru)

Строящийся Большой Смоленский мост станет частью новой широтной магистрали в Петербурге, рассказал РБК Петербург председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев. По его словам, магистраль пройдет от проспекта Стачек до конца улицы Коллонтай, рядом со строящейся ШМСД, но будет предназначена для движения городского транспорта в обычном скоростном режиме.

Кроме того, Комитет считает необходимым создать железнодорожное кольцо для городских электричек, для чего планируется строительство тоннеля между Балтийским и Финляндскими вокзалами.

Новая связь востока и запада

По мнению Валентина Енокаева, ценность Большого Смоленского моста не только в том, что он создаст переправу через Неву в необходимом городу месте, но также в том, что позволит построить еще одну сквозную транспортную связь западных и восточных районов Петербурга. Такую связь обеспечивают КАД и строящаяся ШМСД, но это скоростные трассы, предназначенные для обслуживания транзитных потоков.

«Эта трасса практически не будет конкурировать с ШМСД, потому что основные функции у них разные»

По словам Валентина Енокаева, будущая транспортная магистраль, от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков, пройдет по маршруту: улица Коллонтай — Большой Смоленский мост — Большой Смоленский проспект — улица Салова — Благодатная улица– ЗСД — ул. Васи Алексеева — пр. Стачек. Очень важно, отмечает председатель комитета, что по этой трассе пройдут трамвайные и автобусные маршруты, которые соединят пять линий метро. Сейчас на будущей трассе, помимо Невы, существует два разрыва — между Большим Смоленским проспектом и улицей Салова, а также между Благодатной улицей и улицей Васи Алексеева. Здесь, вероятно, необходимо будет построить три путепровода (через Московскую железную дорогу в районе станции «5 км», через железнодорожные пути в районе станции Броневая, а также в створе Броневой улицы и улицы Васи Алексеева).

«Эта трасса практически не будет конкурировать с ШМСД, потому что основные функции у них разные. Тем, кому надо быстро пересечь город с запада на восток (или обратно), гораздо удобнее ехать по ШМСД, а для внутригородских перемещений, конечно, будет удобнее новая трасса. Тем более, что она будет бесплатной», — считает Валентин Енокаев. В новом Генплане эта трасса обозначена, и председатель комитета считает ее приоритетной.

Кольцевая электричка

Расчеты комитета также подтвердили целесообразность создания железнодорожного кольца для городских электричек — подобного Московскому центральному кольцу (МЦК). Однако в Петербурге полноценное кольцо, как МЦК, построить сложно — этому препятствует Финский залив. Впрочем, НП «Транспортный союз Северо-Запада» (ТССЗ) в 2019 году предложил свой вариант: на юге, востоке и севере дорога пойдет по существующим ж/д путям, а на западе, начиная от Лахта-центра — по новой эстакаде, вдоль ЗСД, до Обводного канала и далее до Балтийского вокзала. Там она вольется в Балтийскую железную дорогу и закончится на станции Броневая, соединяясь с существующей городской железной дорогой, идущей на север. Таким образом кольцо замкнется. По оценкам авторов проекта, это замыкание стоит не больше центрального участка ЗСД. Однако в Смольном считают, что ж/д эстакада обойдется дороже, а найти такие деньги сейчас трудно — к тому же, надо будет решить проблемы охраны объектов культурного наследия, поскольку западная часть этого варианта кольца затрагивает центральные районы города.

Другое кольцо предусмотрено Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Основная по протяженности его часть пройдет по существующим ж/д путям от Финляндского вокзала на север, потом дорога поворачивает на восток через станцию Кушелевка до станции Пискаревка, от которой следует на юг, идет через Ладожский вокзал, далее по Финляндскому ж/д мосту через станцию Волковская, вливается в Балтийскую ж/д и заканчивается на Балтийском вокзале. Для замыкания кольца между Балтийским и Финляндским вокзалами запланирован 7-километровый тоннель под городом с 3-4 промежуточными подземными станциями. Валентин Енокаев считает реализацию этого варианта кольца целесообразной.

«Предпроектное предложение предусматривает большое количество пересадок на метро («Площадь Ленина», «Выборгская», «Ладожская», «Волковская», будущую станцию «Броневая», «Балтийская»)»

Хотя такое кольцо охватывает лишь небольшую часть Петербурга, но, по расчетам Комитета по транспорту, оно будет пользоваться спросом у пассажиров. Предпроектное предложение, по словам Валентина Енокаева, предусматривает большое количество связок с городским транспортом, в том числе, пересадок на метро («Площадь Ленина», «Выборгская», «Ладожская», «Волковская», будущую станцию «Броневая», «Балтийская» и др.). Также необходимо будет на каждой станции обеспечить транспортные связи с жилыми массивами. Для этого придется создавать дополнительную инфраструктуру, потому что сейчас, например, в Красногвардейском районе доступность жилых массивов не высока.

По словам председателя комитета, пока этому проекту препятствует не столько стоимость тоннеля (он будет не дороже тоннеля метро), сколько грузовое движение по существующей ветке. «Без освобождения центра города от грузового движения невозможно организовать движение пассажирских электричек в тактовом режиме, а иначе они не имеют смысла. Здесь самое узкое место — единственный в городе железнодорожный мост (Финляндский ж/д мост). По правилам безопасности интервалы между проходом грузовых и пассажирских составов по мосту должны быть довольно большими. При тактовом движении электричек, с интервалом в 15 минут, выполнить такое условие невозможно», — пояснил Валентин Енокаев.

«Без освобождения центра города от грузового движения невозможно организовать движение пассажирских электричек в тактовом режиме, а иначе они не имеют смысла»

Поэтому необходимый для реализации проекта предварительный этап — строительство Северо-Восточного грузового обхода Петербурга. Он запланирован Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, разрабатывается его проект (в СМИ даже появилась примерная нитка маршрута), но подготовка к созданию обхода идет медленно. Это откладывает и реализацию проекта кольца городских электричек. В новом Генплане Петербурга железнодорожного тоннеля под городом пока нет. Тем не менее, его придется построить, потому что кольцевая электричка городу необходима, уверен Валентин Енокаев.

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Pro
«Риски смещены в сторону слабого курса». Ждать ли рубль по 100 за доллар
Pro
Какие отзывы потребителей можно игнорировать, а с какими нужно работать
Pro
Сингапур, ОАЭ, Латинская Америка. Как хайнеты из России ищут новые рынки
Pro
Как оформить права на интеллектуальную собственность. Обходим узкие места
Pro
Харизма не главное: как найти топ-менеджера, который не уйдет через год
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Экономический рост не приводит к счастью, выяснили ученые
Pro
«Синяя стена рушится». Почему IТ-миллиардеры хотят возвращения Трампа