Беспилотные трамваи в Петербурге: как и где они будут ездить
Все новые серийные трамваи, которые будут поступать в Петербург по техзаданию «Горэлектротранса», «умные» — они оснащены системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая является беспилотной системой управления третьего уровня (по мировой классификации). Об этом 1 июня сообщил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин, подводя итоги пилотного проекта промышленной эксплуатации «умных» трамваев в Петербурге.
Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта, сообщила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных систем на транспорте (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).
Первая партия «умных» трамваев
Первая партия умных трамваев состоит из 138 машин. В соответствие с графиком поставки, до конца ноября 2023 года их производитель, «ПК Транспортные системы», передаст «Горэлектротрансу» 77 двухсекционных трамваев «Богатырь М» и 61 трехсекционных трамваев моделей «Витязь М» и «Невский». На данный момент в парке предприятия, насчитывающего 747 вагонов, уже 82 вагона оснащены системой Cognitive Tram Pilot, что составляет 11%. Стоимость системы составляет всего 2-2,5% от общей стоимости трамвая, сообщили в Cognitive Pilot.
Отметим, что уже 9 месяцев в Петербурге по маршрутам № 24 и № 60 ездят беспилотные трамваи в режиме опытной эксплуатации. Они выполнены на базе серийных двухсекционных моделей 71-923М «Богатырь М» и трехсекционных 71-931М «Витязь М» и оснащены системой Cognitive Tram Pilot.
Подводя итоги совместного пилотного проекта СПб ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot, директор «Горэлектротранса» Денис Минкин сообщил, что с сентября 2022 года по май 2023 года умные трамваи прошли по маршруту № 24 более 50 тыс. км. По его словам, применение ИИ в управлении трамваями позволило сделать транспортный поток на линиях более равномерным, минимизировать заторы, обеспечить более комфортный для пассажиров скоростной режим, без резких рывков и торможений, сократить время ожидания трамваев на 5-10%.
Сохраняя инфраструктуру
Контроль скоростного режима, который обеспечивает новая система, позволяет, как утверждает Денис Минкин на основе опытной эксплуатации, более бережно сохранять рельсовую инфраструктуру, минимизировать число инцидентов с «биением» стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна. Этот фактор, по расчетам разработчиков, может на 30-40% продлить срок жизни инфраструктуры и вагонов и до 15% экономить бюджетные средства на ремонт.
За время эксплуатации системы Cognitive Tram Pilot разработчики получили большой объем информации, которая позволит повысить безопасность на дорогах. Это данные о причинах возникновения проблемных ситуаций на дорогах, разных категориях нарушения ПДД и т.д. На их основе в ближайшем будущем планируется выпуск рекомендаций водителям автотранспорта о том, как не следует ездить в общем потоке с трамваями.
Как сообщал РБК Петербург в момент презентации «умного» трамвая, система Cognitive Tram Pilot соответствует критериям беспилотных систем третьего уровня (по международной классификации). Она обеспечивает устойчивое считывание т.н. объектов дорожной сцены: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков. На основе этой информации система «понимает» дорожную обстановку, прогнозирует развитие дорожных ситуаций, оценивает вероятность столкновения и, в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной (например, когда обнаруживает объект на рельсах), предупреждает водителя. Если водитель не реагирует, система самостоятельно осуществляет торможение.
Трамвайная революция
«Тема оказалась очень интересна с технической точки зрения, потому что выявила целый ряд направлений и проблем, которые мы даже представить себе не могли», — прокомментировал итоги эксперимента Денис Минкин. По его словам, возникает необходимость обучения интеллектуальных систем управления трамваем, построения системы переподготовки кадров и образования внутри «Горэлектротранса», потому что в перспективе, когда эти системы внедрятся уже на уровне полноценного автопилотирования, водитель трамвая должен стать уже фактически бортинженером и изменить профиль своей специальности. Третье — принципиально новая система организации производства трамваев.
«Мы совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и «Горэлектротранс» начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем ИИ для управления городским общественным транспортом, — сообщила РБК Петербург Ольга Ускова. — Санкт-Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта».
«Вообще промышленных проектов по использованию ИИ в общественном транспорте в мире не много и результат отечественных разработчиков техники и ИИ можно считать более чем достойным, — отметил Максим Ледков, исполнительный директор АНО «Совет Рынка Городской и транспортной инфраструктуры», одной из ведущих российских организаций в сфере экспертизы транспортного рынка. — Проект по промышленному использованию технологий искусственного интеллекта Cognitive Pilot на трамваях в Санкт-Петербурге за первый год своей реализации продемонстрировал серьезные результаты, как по обеспечению безопасности движения, так и по экономическим параметрам. Срок ее функционирования может быть продлен до 30%, что позволит сэкономить до 10-15% средств, предназначенных на ее ремонт».
Справка
Всего трамвайный парк Петербурга сейчас насчитывает 747 пассажирских вагонов. С учетом хозяйственного инвентаря, включая снегоочистители, песковозы, а также учебные трамваи — 781. Устаревшими, по данным «Горэлектротранса» являются 422 вагона, то есть более половины от всего количества.
Повтор публикации от 01.06.2023