Санкт-Петербург и область, 03 июл 2009, 12:12

Эксперты: Бизнес брокерских компаний выиграл от кризиса

Читать в полной версии

Крупнейшие брокерские компании Санкт-Петербурга зафиксировали серьезный рост клиентской базы в конце прошлого – первой половине нынешнего года. Дальнейшая динамика количества активных инвестиционных счетов будет зависеть от ситуации на фондовом рынке, полагают эксперты Впрочем, брокеры будут рады и росту, и падению; единственное, что их не устроит – это стагнация, или "боковой тренд".

"В последние месяцы 2008-го и первые месяцы текущего года за день у нас открывались десятки новых клиентских счетов, мы даже были заинтересованы в расширении штата сотрудников для более эффективной работы со входящими клиентами", - вспоминает специалист компании "Брокеркредитсервис" Дмитрий Егоров. "Инвесторы с большим энтузиазмом принялись скупать подешевевшие активы и формировать портфели из акций, которые стали стоить в разы дешевле, с расчетом на скорое восстановление их котировок", - объясняет он.

"Существующая сегодня высокая волатильность и создание новых инструментов, таких как фьючерсы на валюту, дает хорошую возможность заработать на краткосрочных спекуляциях и привлекает тем самым инвесторов склонных к риску, например, с рынка FOREX", - добавляет руководитель аналитической службы ФГ "ДОХОДЪ" Всеволод Лобов.

"За последний год наша клиентская база, с учетом оттока инвесторов, который неизбежен во время кризиса, когда некоторые клиенты просто обнуляют счет, выросла примерно в два раза", - подтверждает тенденцию директор представителя ЗАО "Инвестиционная компания "Финам" в Петербурге Сергей Гурьев.

С максимумов, достигнутых в мае 2008 года, российский фондовый рынок к началу 2009 года упал практически в четыре раза. По итогам первого полугодия котировки отечественных ценных бумаг отыграли часть потерь. Инвесторы, не побоявшиеся войти в рынок на осенне-зимних минимумах, к началу лета имели возможность в разы приумножить капитал. Однако развитие закрученного сюжета продолжается, и потому представители инвестиционных компаний надеются на продолжение прироста открытых брокерских счетов.

"Мы ожидаем, что темпы роста клиентской базы до конца года несколько замедлятся, однако ее рост составит не менее 30% по отношению к прошлому году, - полагает С.Гурьев. - Конечно, поведение инвесторов будет определять рынок. Их существенный приток возможен либо при сильном росте (не отстать от рынка), либо при сильном падении (купить дешево). Боковой тренд вряд ли будет стимулировать население к активному открытию счетов".

Таким образом, подтверждается старая истина: "кому война, а кому мать родна". Драматическое падение рынка отразилось на бизнесе брокерских компаний, скорее, положительно. "Доход брокера жестко привязан к получаемой им комиссии и, соответственно, к количеству совершаемых клиентами сделок. Брокеру, впрочем, как и грамотному инвестору по большому счету все равно, куда движется рынок, главное, чтобы было движение и сделки как таковые", - категоричен Д.Егоров из БКС.

"Рост более предпочтителен, так как на нем зарабатывает больше инвесторов, они остаются в рынке и рекомендуют его своим друзьям", - оговаривается С.Гурьев.

"Существенное снижение рынка влияет на бизнес брокеров двояко, - развивает мысль В.Лобов. - С одной стороны, снижаются обороты, а значит, и выручка. С другой стороны, низкие цены привлекают новых инвесторов, и объем торгов постепенно восстанавливается. Но всегда существует некий временной интервал между этими событиями. Задача брокера в этих условиях – предлагать продукты, соответствующие настроению рынка. В этом случае такой интервал будет небольшим".

Именно предложением новых "трендовых" продуктов брокерские компании проявляют повышенную активность в последнее время. Например, БКС предложил для инвесторов, не склонных к избыточному риску услугу "Структурные продукты" - комбинацию финансовых инструментов, которая дает возможность с одной стороны жестко ограничить риски клиента, а с другой стороны сохраняет доходность, присущую рынку акций.

ФГ "ДОХОДЪ" ориентирует клиентов на долгосрочные и регулярные инвестиции, формирующие будущее благосостояние. Для этих целей компания продвигает свой новый продукт "Детский инвестиционный портфель".

В инвестиционной компании "Финам" среди достижений последних месяцев выделяют проект "Мобильный трейдер" (торговля акциями через мобильный телефон) и торговую систему JTrade. "Основа привлечения новых клиентов, кроме беспрецедентного объема бесплатных сервисов, - образовательный маркетинг, - отмечает С.Гурьев. - Мы постоянно проводим бесплатные семинары и платные курсы, регулярно расширяя нашу учебную программу". Впрочем, в современных условиях практически все крупные участники рынка ставят перед собой задачу повышения финансовой грамотности населения.

Рынок брокерских услуг в России по-прежнему находится в стадии становления. На крупнейшей российской бирже ММВБ открыто всего около 600 тыс. уникальных счетов частных клиентов, что составляет немногим более 0,4% от населения России (0,6% от экономически активного населения), в то время, как только один из ведущих американских интернет-брокеров "E-Trade" обслуживает 4,3 млн счетов (более 2% экономически активного несения США). В  Южной Корее в  ценные бумаги  инвестируют свои деньги 8,3% населения, в  Японии – 26,6%, в  Австралии – 36,5%. В США только акциями владеют 48,2% американских семей.

"Поэтому, российский рынок брокерских услуг имеет колоссальный потенциал роста, несмотря на кризисные явления в экономике. Возрастающая финансовая грамотность населения, повышение доступности и разнообразия финансовых услуг, ориентированных на частного клиента, станут основой для увеличения клиентской базы российских брокеров. Существующее снижение доходов населения, по нашему мнению, не будет оказывать заметного влияния на эту тенденцию", - уверен В.Лобов.

"Однако если падение реальных доходов и рост безработицы продолжатся, многим просто нечего будет инвестировать", - опасается С.Гурьев. В таком случае рынок брокерских услуг также пострадает, убеждены эксперты.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом