Санкт-Петербург и область, 03 июл 2020, 17:40

Петербургу «распланировали» будущее до 2048 года

Читать в полной версии

Комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга «в целом одобрила проект изменений» в этот документ, то есть, по-сути, утвердила проект нового Генплана. После подписания протокола заседания комиссии он будет направлен на согласование в федеральные органы власти и после этого вынесен на публичное обсуждение. Новый Генплан должен быть окончательно принят в виде закона Санкт-Петербурга до 1 марта 2021 года, когда завершатся все установленные Градкодексом РФ этапы его рассмотрения, и будет действовать до 2048 года.

Эксперты отмечают ряд принципиальных новшеств, которые, в частности, делают Генплан более детализированным и позволяют лучше оценить реалистичность планируемых мер территориального развития.

«Документ следующего поколения»

Руководитель экспертной группы постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам, директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов называет новый Генплан «документом следующего поколения»: «Он теперь не столько архитектурный, как было всегда, сколько градостроительный».

В этом смысле, по словам эксперта, в Генплане появились принципиальные новшества. На картах теперь обозначены все запланированные объекты регионального значения: транспортные развязки, вестибюли метро, аэропорты, большие спортивные центры, электроподстанции, очистные сооружения и т.п. В прошлом году Законодательное собрание приняло закон, который обязал всё это вносить в Генплан. «Мы добились требования обязательно отображать в Генплане даже подземные и надземные пешеходные переходы», — говорит Александр Карпов.

Он отмечает еще одно крайне важное принципиальное новшество, под условным названием «инфраструктура впереди застройки». Теперь конкретные жилищные и деловые проекты должны, по идее, утверждаться властью в зависимости от того, как они соответствуют, в частности, схеме развития транспортной системы — объектов транспорта и улично-дорожной сети. «Раньше было наоборот, — говорит Александр Карпов. — Сначала утверждали жилищные и деловые проекты, а потом к ним мучительно пристраивали инфраструктуру. Это порождало большие перекосы. Мы много лет убеждали комитет по градостроительству и архитектуре делать наоборот и вот, похоже, чиновники согласились. Это большой плюс».

В новом Генплане приоритетным будет развитие инфраструктуры, а планы инвесторов по застройке конкретных территорий (и изменение зон под них) должны одобряться или отвергаться в зависимости от того, будет ли сначала построена инфраструктура. «Пока нет инфраструктуры — не будет и застройки», — сформулировал эксперт новый подход.

Новые «измерения»

Вводимые новшества добавляют Генплану два новых «измерения», отмечает Александр Карпов. Первое — демографическое, обязывающее при размещении новых объектов считать не только площади территорий, но и численность тамошнего населения, настоящего и будущего — чтобы обеспечить нормальную доступность для граждан этих объектов. «Раньше это, в основном, лишь декларировалось, потому что не было ни методик подсчета, ни интенций все это считать. Сейчас Градкодекс жестко требует обосновывать размещение объектов — почему такой объект планируется и почему именно в данном месте», — поясняет эксперт.

Второе «измерение» — финансовое. Поскольку Генплан стал гораздо более детализированным, появилась возможность просчитать стоимость возведения объектов и соотнести ее с реальными возможностями бюджета. Правда, большую неопределенность вносит неожиданная пандемия COVID-19. По мнению Александра Карпова, ее последствия серьезно изменят параметры социально-экономического развития Петербурга. В первую очередь это коснётся возможностей городского бюджета реализовывать планы создания новых объектов.

«Пока непонятно, насколько реалистичны крупные объекты и общие объёмы строительства с точки зрения затрат. Мы в комиссии по городскому хозяйству будем готовить альтернативную оценку. Её можно провести, зная, к примеру, среднюю стоимость строительства километра дороги определённого класса. Но для этого как раз и нужно видеть все компоненты проекта. Например, если город хочет проложить большую магистраль, сразу должно быть понятно, сколько на ней будет надземных или подземных переходов, развязок, тоннелей и пр.», — пояснял Александр Карпов в мае порталу nsp.ru. Сейчас он говорит, что создана методика такой оценки по транспортной инфраструктуре, она выложена в открытый доступ на сайте комиссии по городскому хозяйству. «Там посчитаны укрупненные удельные затраты на объекты дорожного строительства, объекты пассажирского транспорта», — поясняет эксперт.

Стратегия сохранилась

По сравнению с первыми набросками Генплана, о которых РБК Петербург рассказывал в феврале, стратегия территориального развития города не поменялась — основное развитие будет происходить не в промзонах «серого пояса» (эксперты не видят принципиальных решений в сторону какой-либо концепции редевелопмента), а в южной планировочной зоне.

«Похоже, что основные события будут происходить именно там, — полагает он. — Город-спутник «Южный» расширяется на юг и поднимается по высоте. Развивается территория будущего кластера СПбГУ между Павловском и Колпино и территория «Экспофорума», запланировано её транспортное обеспечение (дороги, ЛРТ, метро и др.).

Александр Карпов отмечает также заметное снижение «уровня конфликтности» нового Генплана. «Многие проблемы, которые в действующем Генплане не решались вопреки настойчивым требованиям общественности, в новом Генплане решаются, — утверждает он. — В частности, из нынешних планов убрали большое количество дорог, которые планировались по территориям объектов культурного наследия. Осталась, по большому счету, только одна такая история, которая вызывает озабоченность. Также удовлетворены многие требования жителей, хотя и не все. Количество «горячих точек» снизилось примерно наполовину. Все это делает Генплан менее конфликтным и более «зеленым».

Красиво было на бумаге

Впрочем, замечает Александр Карпов, надо всегда иметь в виду традиционную российскую особенность — «эксцесс исполнителя». Насколько последовательно принципиальные новшества реализуются на практике, хотя бы в подготовленном сейчас черновом варианте Генплана, будет видно при внимательном изучении этого многосотстраничного документа. Он появился у специалистов только во вторник, 30 июня, подробно изучить его никто пока не успел.

Александр Карпов считает, что основную роль тут должны сыграть граждане, заинтересованные в судьбе конкретных территорий. «Они смогут посмотреть на планы развития своих территорий в ходе публичных слушаний Генплана, высказать свои замечания и предлагать изменения», — пояснил эксперт. Поправки в проект Генплана будут вноситься как в ходе публичных слушаний, так и при его последующем рассмотрении в ЗакСе.

Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как взращивать безумные идеи, которые меняют мир
Pro
«Продавать поздно». Почему рухнули российские акции и что будет дальше
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»