Fortum спасет финскую АЭС, если сделка с ТГК-1 не сорвется
Как передает Yle со ссылкой на профессора технической физики Петера Лунда, со сделкой могут быть связаны государственные интересы.
В 2010 году правительство Финляндии отказало Fortum в строительстве новой АЭС, отдав соответствующую лицензию энергокомпаниям Teollisuuden voima (TVO) и Fennovoima. Но по решению Госсовета Фиянляндии разрешение на строительство может получить только компания, как минимум 60-процентная доля которой принадлежит акционерам из стран Европейской экономической зоны.
Fennovoima изначально принадлежала группе финских инвесторов Voimaosakeyhtio и немецкому концерну E.On на 66% и 34% соответственно. Но в октябре 2012 года E.On продал свои акции Voimaosakeyhtio. Год спустя этот пакет выкупила российская компания «Росатом». После изменений в составе Voimaosakeyhtio на февраль 2014 года группе стало принадлежать 50,2%. В ближайшие дни парламент Финляндии должен проголосовать за обновление лицензии на строительство АЭС Fennovoima - и вопрос о том, сколько акций кому принадлежит, будет одним из главных при принятии решения. Если Fortum приобретет 15 % акций Fennovoima (такое предположение сделал исполнительный директор Fortum Тапио Куула), то вопрос о лицензии может быть решен в положительную сторону.
Однако Т.Куула отметил, что Fortum приобретет акции Fennovoima только, если сделка в России удастся. Накануне стало известно, что «Газпром энергохолдинг» и Fortum подписали протокол о реструктуризации ТГК-1, находящейся в совместной собственности компаний (51,8% и 29,5% соответственно). В итоге Fortum получит гидрогенерацию ТГК-1, а «Газпром энергохолдинг» - теплогенерацию. При этом протокол также был подписан с компанией «Росатом». В рамках реструктуризации ТГК-1 Fortum выходит из капитала ТГК-1 и создает СП с «Росатомом», которое будет владеть гидрогенерацией ТГК-1. Владение долями будет распределяться: 75% Fortum и 25% «Росатом».
Тапио Куула накануне в беседе с Yle назвал сделку win-win. По его словам, то, что о ней сообщается за несколько дней до того, как парламент будет голосовать об обновлении лицензии на строительство АЭС Fennovoima, это чистая случайность.
Fortum будет готов участвовать в проекте финской Fennovoima на тех же условиях, что и другие финские компании, которые в настоящее время являются участниками данного проекта, сообщала накануне пресс-служба компании. «Проект Fennovoima по строительству атомной электростанции важен для Финляндии. В то же время, участие Fortum в проекте и его знания чрезвычайно полезны для проекта. Для Fortum это также будет открывать новые возможности для дальнейшего роста в области предоставления экспертных услуг в атомной энергетике. Растущая потребность в тепловой и электрической энергии будет представлять нам прекрасные возможности также в будущем», говорит Куула.
Напомним, в сентябре 2014 года, когда кабинет министров Финляндии поддержал проект Fennovoima (большинством из десяти голосов против семи) с условием об увеличении доли европейцев в проекте, представители «Зеленого союза» объявили о своем выходе из правящей коалиции. Лидер «зеленых» и министр окружающей среды Вилле Нийнисте в интервью Financial Times, указывая на пророссийское решение правительства, ранее употребил термин «финляндизация» - политика уступок Советскому союзу в послевоенной Финляндии, начиная от тесных торговых связей, заканчивая запретом в стране антисоветских фильмов и книг. Основная претензия «зеленых» к плану постройки АЭС «Ханхикиви-1» — рост энергозависимости от России. Еще в начале марта, до введения первых санкций против Москвы, в интервью телекомпании YLE Нийнисте призвал Центр радиационной безопасности STUK всеми способами заблокировать программу постройки станции. На тот момент еще не была закрыта сделка по покупке российской госкорпорацией «Росатом» 34% компании-подрядчика Fennovoima, а владелец еще 16% акций определен не был. Опасаясь выкупа этой доли стратегически важного проекта россиянами, Нийнисте предлагал «сделать упор на отечественные возобновляемые источники энергии».
Министр экономики Финляндии Ян Вапаавуори и премьер страны Александер Стубб осудили тон заявлений министра, назвав слова о «финляндизации» «самым низким высказыванием Нийнисте за последнее время».