Санкт-Петербург и область, 04 янв 2017, 09:30

Эксперты выявили модель потребления любителей домашнего алкоголя

Читать в полной версии
Фото: Сергей Бертов/ Интерпресс

Каждый десятый пьющий россиянин предпочитает алкоголь домашнего производства, выявили исследователи НИУ ВШЭ в результате анализа данных за 2014 год «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ». Кроме того, его удельный вес в общем объеме выпитого россиянами чистого алкоголя также составил 9,6%.

Далее исследователи сфокусировались непосредственно на анализе потребления домашнего алкоголя, и пришли к достаточно неожиданным для себя выводам. Так, согласно подсчетам, доля любителей самогона оказалась практически идентичной доле любителей домашнего вина — 5,5% и 5,2% соответственно. При этом в общем объеме потребления домашнего алкоголя на самогон приходится почти 84%, а на вино — лишь 15%.

По мнению исследователей, такие показатели указывают на тот факт, что условный любитель самогона пьет самогон в значительно больших количествах, чем условный любитель домашнего вина потребляет вина. При этом авторы отмечают, что респонденты являются одновременно любителями и домашнего вина, и самогона лишь в 3,5% случаев.

Вдобавок, говорят исследователи, эти группы демонстрируют совершенно различные стили потребления. Так, любители самогона в принципе пьют чаще и больше алкоголя, как домашнего, так и промышленного производства, в отличие от любителей домашнего вина. Тогда как последние проявляют относительную умеренность, однако чаще пьют заводской алкоголь.

Также употребляющие самогон чаще делают это в запрещенных местах, в то время как поклонники домашнего вина демонстрируют бóльшую законопослушность и более цивилизованные привычки, свидетельствуют исследователи ВШЭ.

Потребители самогона чаще обнаруживаются среди мужчин, представителей старшего возраста, респондентов с более низким уровнем образования и дохода. Их концентрация выше в сельских поселениях и неюжных регионах России. Любители домашнего вина по большинству данных параметров демонстрируют прямо противоположные черты, в очередной раз подчеркивая различия между двумя выделенными группами.

По расчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), в России ежегодно производится около 200 млн л самогона. Большая часть — кустарный самогон, который гонят на самодельных аппаратах маргинальные слои населения и бабушки в деревнях, для которых это семейная традиция.

Однако существует иная точка зрения на любителей самогона. Кроме людей с невысокими доходами, напиток набирает популярность и у людей обеспеченных. «Небогатые всегда гнали и будут гнать самогон некачественный, экономя на сырье, или покупать чудовищную дешевую водку. Однако самогон нынче стали гнать и люди обеспеченные», -утверждает организатор алкосаммита «Самогонный Давос» Стас Жицкий.

По данным ЦИФРРА, из нескольких миллионов российских самогонщиков около сотни тысяч занимаются этим «для души». При этом в России уже появились инвесторы, которые увидели перспективы для бизнеса в росте популярности «самогона для богатых». Так, в 2007 году в Петербурге появился производитель самогонных аппаратов «Доктор Губер». В 2015 году компания продала порядка 3 тыс. аппаратов, заработав почти 100 млн рублей выручки.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает