Санкт-Петербург и область, 04 янв 2020, 13:01

Позитивная депопуляция: кто выиграет от демографических проблем России

Читать в полной версии

В 2019 году экономисты назвали нарастающую убыль населения одной из главных угроз экономическому развитию России. По некоторым прогнозам, естественная убыль по итогам года составит более 300 тыс. человек. С этим трендом придется жить как минимум до 2025 года. Это создает проблемы для экономики большинства регионов страны. Вместе с тем демографическая яма может стимулировать ряд позитивных перемен, а для некоторых граждан она станет важным козырем в поиске выгодного трудоустройства. РБК Петербург спросил у экспертов, как изменится ситуация на рынке труда и кто выиграет от этих изменений.

Кудрявцева Елена Игоревна, доцент НИУ ВШЭ в Петербурге:

«Демографическая «яма» приведет не к сокращению рынка труда, а скорее к изменению его структуры. Из-за снижения рождаемости спрос на рабочую силу не сократится, а вот предложения будет гораздо меньше, поскольку город лишится значительной части молодых кадров.

С этим будут связаны некоторые важные изменения на рынке, поскольку молодые люди (как из Петербурга, так и приезжающие из других регионов) сегодня во многом формируют спрос на рабочие места и активно теснят соискателей предпенсионного и пенсионного возраста. Из-за падения рождаемости расклад сил на рынке кардинально поменяется — вырастет спрос на сотрудников предпенсионного возраста, а соответственно, у них станет больше шансов устроиться на работу. Постепенно станут все более востребованы кадры в возрасте до 55 лет и даже старше.

Из-за падения рождаемости расклад сил на рынке кардинально поменяется — вырастет спрос на сотрудников предпенсионного возраста.

Стоит отметить и еще одно обстоятельство, которое сегодня определяет перспективы трудоустройства. Сегодня и в Петербурге, и в России в целом 50% вакансий приходится на специальности, которые не требуют серьезной подготовки и высшего образования. И когда в Смольном говорят, что в городе открываются новые современные производства (например, фабрика по выпуску картона), то надо понимать, что на эти рабочие места будут претендовать в основном приезжие. Работа на таких производствах не требует серьезной подготовки, и это достаточно тяжелый труд.

При этом в Петербурге около 80% соискателей получают или уже получили высшее образование и хотят найти работу, где их знания будут востребованы. Иными словами, уровень подготовки соискателей формально выше, чем требует рынок труда — на рынке нет нужного числа рабочих мест, требующих высокой квалификации, в силу особенностей петербургской экономики.

Таким образом, с одной стороны, демографический спад дает новый шанс для многих соискателей, которые сегодня мало востребованы в силу высокой конкуренции за рабочие места. С другой стороны, значительная часть соискателей сможет претендовать в основном на не слишком привлекательную малоквалифицированную работу».


Дмитрий Прокофьев, экономист:

«С одной стороны, Петербург окажется в числе тех городов, по которым демографический спад ударит сильнее всего, поскольку чем выше степень урбанизации территории, тем ниже рождаемость. Мы много работаем и мало рожаем. С другой стороны, крупные города наиболее активно пополняются приезжими, что смягчает демографические проблемы. Собственно, в России есть всего три крупные агломерации, которые привлекают людей как рынки труда — Москва, Петербург и Краснодар. И очевидно, что из-за демографической ямы отток кадров в эти агломерации будет происходить все активней.

Крупные города наиболее активно пополняются приезжими, что смягчает демографические проблемы.

Конкуренция между Петербургом, Москвой и Краснодаром, конечно, есть, и у каждой агломерации — свои преимущества. В Москве — высокие зарплаты, в Краснодаре — хороший климат, в Петербурге — компактность проживания по сравнению со столицей.

Стоит отметить, что демографические проблемы могут создать важный стимул для городской экономики. Дефицит рабочей силы подтолкнет бизнес инвестировать в создание новых высокотехнологичных производств, которые требуют меньше персонала. Иными словами, работодателям придется либо больше платить сотрудникам, либо автоматизировать производство».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше