Пустующее здание в центре Петербурга стало площадкой известного оркестра
Одним из знаковых для культурной жизни Петербурга событий во время пандемии стало появление в Доме Радио на Итальянской улице центра актуальной культуры — домашней площадки всемирно известного оркестра и хора musicAeterna. Пустовавшее много лет здание стало, помимо этого, резиденцией композиторов, выставочным и концертным пространством. Проект появился по инициативе руководителя musicAeterna Теодора Курентзиса, поддержанной руководством «Телерадиокомпании «Петербург» — оно приняло решение передать в аренду команды Курентзиса здание Дома Радио, находящееся в управлении телекомпании — и воплощается под руководством Дмитрия Озеркова. Финансирование проекта осуществляет Банк ВТБ.
«Византийский баухаус» и гений места на Итальянской
Скрипач и один из концертмейстеров musicAeterna Владислав Песин сравнивает акустику Дома радио с храмовой — как в соборе Святого Марка в Венеции.
По словам директора musicAeterna в России — искусствоведа, заведующего отделом современного искусства в Эрмитаже Дмитрия Озеркова, проект в Доме радио — «это попытка объединить все исторические слои, известные этому гению места; попытка увидеть разные пласты звукового, пространственного, реального и надреального смыслов этого здания».
«У нас, как говорит Теодор, тут византийский баухаус — творческое объединение, но с четкой структурой, — продолжает рассказывать Дмитрий Озерков. — На последнем этаже сидят композиторы, наши резиденты. Это вершина пирамиды. Ниже — музыканты, потом театр и хореография. Наконец, все придуманное исполняется в первой студии и фойе — перед зрителями».
Инициаторы проекта подчеркивают, что Дом Радио призван быть живым памятником, не мавзолеем.
Инициаторы проекта подчеркивают, что Дом Радио призван быть живым памятником, не мавзолеем.
Теодор Курентзис объясняет: «Мы должны уважать и сохранять традицию, но также должны найти применение этим знаниям в наши дни. Поэтому здесь должны быть образовательные проекты, культурный кластер, база оркестра и хора, выставки, блокадный музей, чтобы люди, с одной стороны, могли узнать историю, с другой — увидеть что-то совсем новое. То новое, которое станет историей в будущем».
«Хотим все время нового»
С приездом Курентзиса критики связывают надежды на обновление культурной афиши Петербурга и его статуса в музыкальном мире.
С приездом Курентзиса критики связывают надежды на обновление культурной афиши Петербурга и его статуса в музыкальном мире.
Журналист, блогер Дмитрий Губин ранее отмечал: «Идее Курентзиса открыть центр в Доме Радио аплодирую стоя. Мода на музыку — это необходимое условие и существования, и развития музыки… А сегодня Петербург в музыкальном смысле дико немоден: это европейская музыкальная провинция. С провинциальностью пора кончать».
«С тех пор, как musicAeterna въехал в Дом радио, этот особняк ожил: там происходят яркие события. Лекционные циклы, посвященные то Византии, то современной музыке, public talks с композиторами, новые кинопоказы, выставки», — отмечает музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России Гюляра Садых-заде.
По мнению Дмитрия Озеркова, Дом радио является культурной институцией будущего: «Через 3-5 лет Дом радио станет местом тайного знания и местом, из которого распространяется уникальная культура, пути которой совершенно забыты на фоне полной цифровизации нашего общества. И эта институция будет все время меняться, мы хотим все время нового, обновляющегося проекта, который будет всегда идти на шаг впереди и привносить в город что-то совершенно особое».
Что происходит в Доме Радио
В октябре 2019 года оркестр Курентзиса дает первый концерт в своей домашней резиденции на Итальянской; в марте 2020 г. — второй. После снятия карантинных ограничений музыкальные события на Итальянской становятся регулярными. Концерты musicAeterna — предмет для обсуждения, они нестандартны, проходят в необычной атмосфере и привлекают в дом радио неофитов.
Концерты musicAeterna — предмет для обсуждения, они нестандартны, проходят в необычной атмосфере и привлекают в дом радио неофитов.
Весной 2020 года в Доме Радио открывается резиденция композиторов. В Петербург из Вены приезжает Алексей Ретинский, он пишет здесь новые произведения для оркестра и хора и работает над совместными проектами с петербургскими художниками. Сейчас в резиденции работает греческий композитор Андреас Мустукис. В октябре 2021 в Доме радио готовится премьера в рамках театральной программы. Создатель искусственного универсального языка Дженералиссимо — хореограф Клаудиа Кастеллуччи — представит созданный в стенах Дома радио перформанс «Новый обычай», с участием танцоров из разных городов и артистов хора musicAeterna. Это будет сочетание древнерусских певческих традиций и современной хореографии.
Образовательная программа в Доме радио представлена созданной Курентзисом «Лабораторией современного зрителя». Здесь проходят лекции, творческие встречи, мастер-классы, разбор партитур, открытые репетиции.
Кинолаборатория экспериментального кино представляет не только редкие фильмы, но и произведения видеоарта, образцы параллельного кино и работы в традициях аналогового абстрактного кинематографа.
Летом 2021 г. в Доме радио открыто выставочное пространство, его первой экспозицией стала Летняя выставка российских и международных звезд современного искусства, среди них Татьяна Ахметгалиева, Сергей Братков, Эрик Булатов, Эрвин Вурм, Мэт Коллишоу, Илья Кабаков, Пипилотти Рист, Ольга Чернышева.
Собственность и деньги
Дом Радио находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»), которая входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука. Телекомпания приняла решение предоставить оркестру musicAeterna помещения Дома радио в аренду; она же провела ремонт фасадов.
Основную часть расходов по содержанию здания и реализации проекта берет на себя генеральный партнер оркестра и хора — Банк ВТБ, он поддерживает не только работу культурно-образовательного центра в Доме Радио, но также создание digital-платформы, работу музыкантов на мировых музыкальных площадках мира.
Справка
Дом Радио находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»), которая входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука. Телекомпания приняла решение предоставить оркестру musicAeterna помещения Дома радио в аренду; она же провела ремонт фасадов.
musicAeterna — коллектив, созданный дирижером, выпускником петербургской консерватории Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске.
musicAeterna — коллектив, созданный дирижером, выпускником петербургской консерватории Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске.
Оркестр стал широко известен благодаря балету Леонида Десятникова «Русские сезоны» в постановке Аллы Сигаловой, опере Джузеппе Верди «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова, постановкам «Дон Жуана» Моцарта в Большом театре.
В мире о Курентзисе начали говорить после выпуска моцартовской трилогии для Sony Classical, отмечая особую способность дирижера «вдохнуть новую жизнь даже в самый абсурдный комический маскарад» (газета The Independent). Переезд в Пермь и статус художественного руководителя пермского Театра оперы и балета позволили региональному театру пережить взлет — В Перми выступали артисты с мировым именем.
«Теодор приглашал музыкантов и из Европы, и из Нового Света, и фактически строил оркестр под себя, — объясняет уникальность musicAeterna Гюляра Садых-заде. — В оперном театре при Курентзисе появлялись такие режиссеры мирового класса, как Роберт Уилсон, который там ставил «Травиату», как Питер Селларс с «Королевой индейцев» — эти постановки награждены «Золотыми масками». Ни один другой отечественный оперный театр в последние 15 лет не привозил режиссеров такого ранга и не имел возможности их приглашать».
Оставаясь худруком Пермской оперы, Курентзис давал концерты на самых престижных музыкальных площадках мира: Венский Концертхаус, Берлинская и Парижская филармонии, Театр Ла Скала. В 2017 году оркестр musicAeterna стал первым российским коллективом, открывшим Зальцбургский фестиваль.
Проект создания культурного центра в Доме Радио включен в специальный цикл публикаций — «Герои года РБК Петербург. Капитаны свободного рынка». Цикл представлен на ресурсах РБК Петербург; новые истории «героев года» читайте на сайте проекта в январе 2022 гг.