Санкт-Петербург и область, 04 мар 2023, 10:46

На цветочном рынке Петербурга изменились и цены, и ассортимент

Читать в полной версии
Фото: Смышляев Алексей/PhotoXPress.ru

Цены на цветы перед 8 марта вырастут в среднем на 20-30% по сравнению с мартом прошлого года, рассказали РБК Петербург игроки цветочного рынка. При этом отдельные виды цветов подешевеют год к году. Из среднего букета, скорее всего, выпадут «экзоты» — например, итальянские анемоны и эустомы, кудрявая сирень и лилии, популярные у российских покупателей в предыдущие годы. Изменения затронули и состав покупателей: доля мужчин снизилась, отмечают продавцы цветочной продукции.

Цены и ассортимент

Несмотря на возникшие в прошлом году логистические проблемы, основной объем цветов на рынок Петербурга продолжает поступать из Голландии — оттуда фурами доставляют европейские, латиноамериканские и даже африканские цветы, говорят участники рынка. Также Петербург снабжают российские тепличные хозяйства, расположенные в Ленинградской и Калужской областях; мимозы везут из Абхазии. Время в пути и на прохождение границ составляет от 3 до 7 дней, что позволяет привозить цветы стабильного качества.

«Розничные цены могут вырасти в преддверие праздника примерно на 30 процентов к марту прошлого года, и средний букет будет стоить от 2 до 5 тысяч рублей», — говорит Денис Королько, управляющий сетью петербургских магазинов «Империя роз» (12 точек). По его словам, по сравнению с предыдущим праздником, который сопровождался покупкой цветов — Днем Святого Валентина (14 февраля) — цены существенно не изменятся. Как говорит Королько, поставки из Голландии с международных оптовых складов в Петербург идут стабильно: везут хризантемы, тюльпаны, розы и другие традиционные виды цветов. Более сложным, как говорит предприниматель, было 8 марта прошлого года — только что началась СВО, резко менялся курс евро, обстановка не располагала к покупке букетов. Многие цветочные магазины в тот момент закрылись, отмечает предприниматель. Логистика с того момента стала сложнее — фуры из Голландии довозят цветы до границы, потом «перецепляют на машины с российскими номерами» и везут дальше.

Нино Абшилава, управляющая тремя магазинами «Цветы», говорит о повышении средней цены за год на 10-15%. При этом резко подорожали «итальянские экзоты», пользовавшиеся спросом в предыдущие годы. Речь идет о таких цветах, как эустома, фиолетовые анемоны, кудрявая сирень, лилия. Цены на них выросли примерно на 40%. Зато, по словам Дениса Королько, в цветочном ассортименте есть подешевевшая позиция — тюльпаны: их розничная цена снизилась с примерно 120 рублей за штуку в марте прошлого года до 100 рублей сейчас. Это связано с изменением за год курса евро.

Средний счет за букет в Петербурге сейчас составляет 2,5 тыс. руб., говорит Вера Ильина, учредитель цветочного онлайн-маркета MOMENT. Представители офлайн-розницы согласны с этой оценкой.

Больше российского

Расширилось за последний год и производство цветов в России. Например, активным спросом пользуются тюльпаны, выращиваемые отечественными хозяйствами. По словам Нино Абшилава, в ее магазины тюльпаны поступают из Ленинградской области — в том числе, из Девяткино, где их выращивает тепличное хозяйство «Агроника». Длинную розу активно поставляет Калуга, добавляет Абшилава. Поставки из Калужской области, по словам предпринимателей, заметно выросли — в 2021 году там открылся крупнейший в России цветочный комплекс, где на 27 га выращивают 15 сортов роз. Розы привозят также из Казахстана, добавляет Нино Абшилава.

Однако рост доли российских цветов в букете не снижает его стоимость, подчеркивают представители цветочной розницы. «Нам бы хотелось закупать больше отечественных цветов, — говорит Вера Ильина, — в российских цветочных хозяйствах вполне успешно выращивают гиацинты, тюльпаны, розы, сопоставимого с европейской продукцией качества. Правда, они почему-то оказываются на 20-30% дороже импортных».

Другой покупатель

Рынок цветов меняется и под воздействием новых привычек покупателей. Предприниматели отмечают, что молодые потребители чаще всего заказывают цветы в онлайн-магазинах и на сайтах маркетплейсов, и не заходят цветочные магазины на улицах. Это обстоятельство, как и рост затрат бизнеса, ведет к сокращению числа точек торговли цветами в городе.

«За праздники прибыль небольшого цветочного магазина может составить всего 200-300 тысяч рублей, — говорит Станислав Жакалов, владелец ООО «Ирнес». — За год, с прошлой весны, для бизнеса дважды подорожало электричество, растет аренда, и цветочный бизнес стал менее выгодным».

Меняется и гендерный состав покупателей — мужчин среди них в Петербурге становится все меньше, отмечает Станислав Жакалов, что, в свою очередь, приводит к сокращению среднего чека покупки: «Это было заметно перед 14 февраля и чувствуется сейчас, когда начинаются покупки к 8 марта». Доля женщин среди клиенток цветочного бизнеса растет, говорят его представители — покупательницы украшают дома к празднику, а также поздравляют подруг. «Однако, не имея необходимости «произвести впечатление» величиной и дороговизной букета, женщины в среднем делают более скромные покупки в цветочных магазинах», — говорит Станислав Жакалов.

Повтор публикации от 02.03.2023

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители