Санкт-Петербург и область, 04 апр 2017, 15:19

Современные методы борьбы с терроризмом Петербургу оказались не нужны

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Как утверждают специалисты, в Петербурге существуют технологии, способные значительно снизить риски терактов, подобных вчерашнему взрыву в петербургском метро. Однако эти ноу-хау в городе массово не применяются.

Взрывчатка обнаруживается

Как выяснил РБК Петербург, петербургский научно-технический центр «РАТЭК» разработал технологию обнаружения любых взрывчатых веществ, включая жидкие и пластиковые, в любой упаковке, в том числе металлической.

«Мы создали установку, способную обнаруживать взрывчатку во всех объектах, в том числе, в багаже пассажиров, — утверждает генеральный директор НТЦ «РАТЭК» Юрий Ольшанский. — Эта установка похожа на рентгеновскую, но просвечивает не рентгеновскими лучами, а нейтронами. Она прошла успешные испытания в аэропорту Внуково. Также одну установку купило ФСБ, где также подтвердили ее эффективность. Сейчас наша установка проходит опытную эксплуатацию в аэропорту «Пулково». Нашей разработкой всерьез заинтересовалось правительство Китая, оно хочет организовать массовое производство наших аппаратов, в апреле к нам приезжает на переговоры высокопоставленный китайский чиновник».

Как утверждает эксперт, эта технология чисто российская и не имеет аналогов в мире. Все комплектующие — тоже российские. «Англичане и американцы запретили перевозить в самолетах, прилетающих к ним из арабских стран, компьютеры, телефоны и другие гаджеты. Потому что они не могут обнаруживать в этих устройствах взрывчатку. А у нас такая технология есть», — говорит Ю.Ольшанский.

Установка, по словам Ю.Ольшанского, — недешевая (в основном за счет дороговизны источника нейтронов). Однако при массовом производстве ее цену удалось бы понизить практически до стоимости рентгеновского аппарата (порядка 100 тыс. долл.), которые сейчас стоят во всех аэропортах.

Террориста узнают в лицо

Другая петербургская технология могла бы вовремя обнаружить, а возможно и просто не впустить в метро, самого террориста.

Как известно, на стадионе «Петровский» уже несколько лет вполне успешно действует разработанная петербургской компанией «Центр речевых технологий» система распознавания личностей посетителей по их лицам.

«Чтобы пройти на стадион, человек должен показать свое лицо камере, вмонтированной в пропускной турникет. Изображение сверяется с базой футбольных хулиганов, для которых имеется судебный запрет на посещение матчей, и если система обнаруживает совпадение, турникет просто не открывается — вне зависимости от наличия билета у входящего, — объясняет генеральный директор ООО «Центр речевых технологий» Дмитрий Дырмовский. — Система доказала свою эффективность — десятки хулиганов ежегодно не допускаются на матчи».

«Технологии есть, они все-время совершенствуются, применять их надо, — уверен Д. Дырмовский. — Чем больше интеллекта в системах безопасности, тем они эффективнее».

Протестировали и забыли

Отметим, что в 2013 году в Петербурге стартовал пилотный проект по развертыванию в метро интеллектуальной системы видеонаблюдения, способной идентифицировать пассажиров. Система позволяет фиксировать фотоизображение каждого входящего в метро человека, сравнить его с базой данных интересных правоохранительным органам персон и сформировать необходимый сигнал правоохранителям, а также турникету, чтобы он не впускал в метро подозрительного пассажира. Также информация о его перемещениях становится доступна правоохранительным органам.

Пилотный проект был реализован на станции метро «Ладожская». Конкурс на инсталляцию системы за 5 579 000 руб. выиграло ООО «ТехноОхранСервис». Компания, как писали «СМИ», принадлежит Дмитрию и Николаю Кононовым, которые вместе с Владимиром Путиным занимались дзюдо у тренера Анатолия Рахлина в клубе «Турбостроитель».

Как утверждает генеральный директор ООО «ТехноОхранСервис» Сергей Федоров, ключевой элемент этой системы — программа распознавания образов, которая анализирует изображения. Качество видеокамер, установленных в метро, по его словам, вполне адекватно потребностям системы.

Тестовый проект, как заявили РБК Петербург в «ТехноОхранСервисе», прошел успешно и систему планировалось внедрить на 19 станциях петербургского метро.

Однако опробованная на «Ладожской» технология не получила дальнейшего распространения. На запрос РБК Петербург о причинах Комитет по транспорту пока не ответил.

В петербургском метро используются металлодетекторы, установленные по указу президента России «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», который вышел после терактов в Домодедово в 2011 году.

Как сказал РБК Петербург ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев, высокой эффективности в борьбе с терроризмом в метро от металлодетекторов ожидать не приходится.

«Те же рамки на входах — скорее, избыточная инфраструктура. Я, например, неоднократно проносил через эту рамку дрель-перфоратор, в которой железа не меньше, чем в крупном боевом оружии. Меня ни разу не остановили, система реагировала, но меня не останавливали», — говорит эксперт.  

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока