Санкт-Петербург и область, 04 июн 2019, 10:27

На ресторанном рынке Петербурга заметили неожиданный тренд

Читать в полной версии
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Специалисты Петростата констатируют неожиданно высокие темпы роста рынка общепита в этом году — на 10-11%. Однако участники рынка оптимизм чиновников не разделяют, поясняя, что причина рекордов — развитие сегмента фудтеха и доставки недорогой еды на дом. Но даже они не помогут отыграть падение из-за высокой базы прошлого года, так как равноценного наплыва туристов этим летом никто не ждет.

Из бара в столовую

По данным официальной статистики, объем рынка общепита в Петербурге в апреле рос на 10%, в марте — на 11%, в феврале — на 10%. Это существенный прирост — в прошлом году динамика рынка не превышала 5% и рост на 13% и 12% был только на время чемпионата мира по футболу — в июне и июле.

Петербуржцы стали чаще ходить в бары и рестораны, а также в недорогие кафе и столовые, хотя траты несколько сократились, отмечают специалисты «Платформы ОФД». По их данным, число покупок в барах и ресторанах за первые 4 месяца 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, выросло на 10%, а в кафе и столовых — на 6%. Средний чек за одно посещение в барах и ресторанах составил 1,1 тыс. руб., что на 3% меньше, чем в прошлом году. В столовых петербуржцы оставляли в среднем 395 руб., что на 4% больше, чем в прошлом году.

«Мы не заметили прироста. И январь, и февраль, и март были вялыми с точки зрения продаж. Результаты примерно как в 2018 году», — говорит Евгений Хитьков, идеолог и основатель «ОПГ Добрых дел», совладелец «Винный шкаф», Hamlet & Jacks, «На Вина» — Бар&Шоп, «Скотный двор». По его словам, сейчас, с началом туристического сезона, есть прирост в заведениях с верандами.

Максим Макшанов, генеральный директор ООО «КОФЕ СЭТ» (владеет генеральной франшизой COFFEESHOP COMPANY в России), рассказал, что в сегменте кофеен роста с начала года не было. Скорее всего, рост рынка происходит за счет других сегментов: доступного сегмента и доставки, предполагает он.

Ускорение длиной в три года

В сегменте доставки рост, действительно, значительно выше. Так, сервис Delivery Club в прошлом году нарастил выручку на 48% по сравнению с 2017 годом, до 1,9 млрд руб., сообщала Mail.Ru Group. В первом квартале этого года выручка выросла уже на 108% и достигла 881 млн руб. Его конкурент растет скромнее. Как ранее говорил РБК руководитель «Яндекс.Еда» Максим Фирсов, в январе—феврале количество заказов, как и выручка сервиса, росло двузначными темпами.

В ГК «Финам» прогнозируют, что доля агрегаторов в сегменте доставки готовой еды вырастет с 17% в 2018 году до 55% к 2022 году. Как ожидают аналитики, рост сегмента доставки готовой еды ускорится с 15,5% в 2018 году до 16,4% в 2019-2022 годах. Для сравнения, объем петербургского рынка общепита в январе–апреле 2019 года составил 27,3 млрд руб., это на 9,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Петростат.

Превзойти чемпионат

Прогнозы на лето у рестораторов скромные — несмотря на потепление и наплыв гостей на верандах ресторанов, повторить успех чемпионата будет непросто. Татьяна Богомякова, региональный менеджер по франчайзингу и развитию территории сети Subway, говорит, что в прошлом году был всплеск продаж в тех местах, где было больше всего туристов, и заведения в спальных районах рост не затронул. В этом году она не ожидает повторения тех результатов, так как объективных предпосылок (например, сопоставимого количества туристов) нет.

С ней согласен Николай Митчин, управляющий партнер ресторанной группы Beer Family Project. Он ожидает, что этот сезон повторит или будет чуть лучше сезона 2017 года, когда чемпионата не было. «Того количества туристов, какое было в дни ЧМ-2018, конечно, не будет, потому в месяцы, когда проходил чемпионат, мы ожидаем падения выручки на 20% к высокой базе прошлого года. Но в целом есть тренд на рост турпотока благодаря большому числу гостей из Китая», — говорит он, добавляя, что общий рост нивелируется падением платежеспособности жителей города.

«В период чемпионата был не такой уж и большой прирост, была прибыль у Hamlet & Jacks, но остальные не получили бонус. Да, приехало много туристов, но ажиотажа, как в той же Франции, не было», — говорит Евгений Хитьков. По его словам, заработали тогда заведения, в которых был футбол, пиво и мясо. «Каким будет это лето, мне самому интересно. Уже прошлые выходные по деньгам для некоторых ресторанов были близки по продажам к чемпионату», — говорит Евгений Хитьков.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору