Санкт-Петербург и область, 04 авг 2017, 17:54

На петербургском рынке вина началась опасная игра

Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

К концу лета сразу несколько крупных импортеров и российских производителей вин заявили об увеличении числа собственных розничных торговых точек в Петербурге. Подтолкнули компании к такому решению схожие для них задачи — поиск ответа на запрет онлайн-торговли алкоголем, отсутствие рекламных возможностей, фокус на частных клиентов. Одинаковые задачи привели игроков винного рынка к общему для всех решению — развитие собственных розничных проектов. Однако новые магазины и винотеки на фоне активного расширения специализированной винной розницы создали на рынке Петербурге сверхконкурентную среду, в которой выживут далеко не все новые проекты.

Винные сети

Один из крупнейших импортеров вин в России, компания Simple, увеличивает число своих винотек в Петербурге до четырех. В начале осени две новые винотеки SimpleWine появятся в ТК «Невский Центр» и на Невском проспекте. Кроме того, компания планирует открывать точки в Москве и Ростове-на-Дону.

В это же время еще один импортер вин — проект Joia (Джоя) компании Nesco — планирует открыть в Петербурге винный магазин Joia Wine Store на улице Большая Зеленина. Первая точка станет началом развития сети. В компании не исключают, что откроют до шести магазинов, не уточняя сроки их открытия. Еще один игрок на рынке импорта и дистрибуции вин — компания «Ладога» — планирует довести свою петербургскую сеть баров «Монополь» до шести точек, открыв очередной объект на Московском проспекте.

По данным компании «Ладога», инвестиции в открытие одной точки колеблются от 3 до 7 млн руб. в зависимости от состояния и размера помещения, а также формата точки — винотека или винотека + бар.

Параллельно с импортерами о собственных розничных проектах в Петербурге заявили и производители российских вин. В конце июня Рем Акчурин (один из топ-менеджеров Севастопольского винзавода) инвестировал в петербургский ресторанный проект «Курорты». Идея проекта — собрать пул основных крымских производителей — как «бутиковых» виноделов-энтузиастов Олега Репина, Павла Швеца, Тодора Кацарова, Сергея Бескоровайного, так и более крупных — ТД «Сатера» (бренд ESSE), «Инкерманский завод марочных вин», «Солнечная долина», «Севастопольский винодельческий завод» и других.

Заместитель директора по производству Севастопольского винодельческого завода Рем Акчурин (Фото: пресс-служба ресторана "Курорты")

Помимо этого, краснодарский производитель вин «Фанагория» до конца года планирует открыть пять розничных магазинов своей продукции в Петербурге. Первые два появятся на Лиговском проспекте и на улице Маршала Казакова. Производитель развивает сеть фирменных магазинов с 2010 года, большая их часть открыта в Краснодарском крае. В этом году, помимо Санкт-Петербурга, компания вышла на рынок Самары, Нижнего Новгорода и Москвы.

Все эти проекты реализуются на фоне активного развития в Петербурге специализированной винной розницы. Так, дискаунтер «Красное и Белое» в 2017 году дебютировал в Северной столице, открыв 14 магазинов. Винная розница в Петербурге представлена и такими игроками, как сеть «Ароматный мир» (почти 200 розничных точек), «Норман» (около 100 магазинов), «Градусы» (более 60 магазинов), «РусАлка» (28 магазинов).

Зачем они это делают

Отметим, что развитие розничных проектов происходит на фоне общего падения спроса на вино. По данным ФТС, в 2016 году в Россию было импортировано 122,95 млн л тихих вин, что на 26% меньше, чем годом ранее. «Я не могу сказать, что продажи вина растут. Скорее, происходит стагнация на рынке. Потребитель в большинстве случаев не готов платить выше 500 руб. за бутылку. Люди переключаются на более дешевое вино», — говорит эксперт винного рынка Евгений Черепанов.

Из графика видно, что на вино в пределах 500 рублей приходится более 70% продаж. Импортеры, развивая собственные розничные проекты, ориентируются на оставшуюся треть. «По нашим продажам в Москве и Санкт-Петербурге мы видим, что растет потребление качественного алкоголя. К нам приходят новые покупатели, которые интересуются вином, хотят в нем разбираться. Увеличивается спрос на вина в сегменте 800-1500 рублей, стабильно растут продажи российских вин и вин Нового света», — приводит слова генерального директора сети винотек SimpleWine Елены Шарубиной пресс-служба компании.

Импортеры называют несколько причин для развития собственной розницы. Во-первых, к этому их подталкивает запрет рекламы вина. «Для нас это, в том числе, и «витрина» нашего ассортиментного портфеля — площадка для коммуникации с конечным потребителем, которая чрезвычайно важна в условиях полного запрета на рекламу, приведшего к информационной блокаде покупателя», — говорится в ответе пресс-службы компании «Ладога» на запрос РБК Петербург.

Во-вторых, компании ищут новые пути работы с частными клиентами. К примеру, по данным компании Nesco, 80% всего объема продаж сейчас приходится на корпоративные контракты.

Новые проекты в винном ретейле призваны стимулировать моду на вино.  (Фото: пресс-служба Nesco)

В-третьих, открытие магазина упрощает логистику доставки товара клиенту. Сейчас приобрести вино, даже заказанное в интернете, можно только по тому адресу, на которой выдана лицензия на продажу алкоголя. У импортеров вина — это почти всегда склады на окраинах города. Как говорят участники рынка, есть практика, когда импортеры на свой страх и риск самостоятельно привозят товар к дому клиента. Такую «доставку» получают, как правило, только проверенные клиенты. Однако если надзорные органы выявят подобные схемы — компанию ждет штраф до 300 тыс. рублей. Поэтому появление магазинов импортеров в удобных для клиентов локациях открывает возможность более эффективно работать с частными интернет-заказами.

Производители российских вин, открывая свою розницу в Петербурге, в свою очередь, решают маркетинговые задачи. К примеру, на фоне интереса к российскому вину совладельцы «Курортов» пытаются продвигать территориальный бренд «крымское вино». «Изначально выбор пал на Петербург, а не Москву, потому что в городе небольшой выбор крымских вин», — сообщает в ответе на запрос РБК Петербург пресс-служба ресторана. «За последние три года в Крыму увеличились площади виноградников. На заводах обновляется оборудование, совершенствуются технологические процессы, что позволяет раскрыть уникальный потенциал региона», — говорит Рем Акчурин. Таким образом, получается, что растущий объем предложения подталкивает виноделов к поиску новых путей к клиенту.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту