Санкт-Петербург и область, 04 сен 2019, 09:20

«Просто фильм ужасов»: почему петербуржцы все чаще травятся в общепите

Читать в полной версии
Фото: Валентина Свистунова/Интерпресс

Вместе с ростом числа ресторанов в Петербурге участились и случаи отравления в общепите. В начале июля 53 человека заразились сальмонеллезом в бистро «Еврокебаб», решением суда оно было закрыто на три месяца. Чуть позже после посещения ресторана в отеле «Шанхай» 16 туристов из Китая обратились за медицинской помощью. 15 из них попали в больницу с расстройством ЖКТ.

Накануне Петроградский районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал ООО «Стрит Фуд», которое владеет кафе Chorizo Pizza в Петроградском районе, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований на 40 тыс. руб. После посещения пиццерии семья почувствовала себя плохо, позднее у детей был выявлен сальмонеллез.

РБК Петербург пообщался с участниками ресторанного рынка, которые рассказали, почему, несмотря на постоянные проверки Роспотрбенадзора и МЧС, количество происшествий в общепите не уменьшается и как избежать отравлений.


Александр Затуливетров, совладелец заведений «Мы Же На Ты» и Бутерbrodsky bar:

«Причина в том, что проверки не имеют ничего общего с жизнью. Что проверяют? Наличие товарного соседства (чтобы мясо не лежало с хлебом), сертификаты на продукцию, санитарные книжки, которые даются на полгода. Но даже если все будет в порядке, это не значит, что повар не может грязными руками приготовить блюдо или заготовки и заразить всех. Отловить этот момент невозможно. Причем здесь проверки? С таким же успехом можно проверять наличие песка на Луне — от того, что он там есть, руки чище не станут. Конечно, не нужны никакие проверки. Сами посудите — раз в три месяца мы должны проводить лабораторный анализ. Мы берем кусок курицы, рис, пакет сока и везем все это в лабораторию. Ну это такая фикция! В результате любой ларек с шавермой получает документ, подтверждающий, что бактерий нет. Пожалуйста, может показать вам этот документ. Или журнал гнойничковых заболеваний, в который нужно записывать результаты проверки на царапины и язвы. Его все заполняют формально задним числом.

Я уверен, что лучше добропорядочности, заботы о гостях и личного контроля ничего не сработает. Главное — рабочая дисциплина, контроль за работниками ресторана. 

Что касается размера штрафов, то здесь как со штрафами за превышение скорости — их величина не влияет на нарушителей. Поверьте, размер штрафа Роспотребнадзора зависит только от самого Роспотребнадзора, в этом вопросе у него очень большая вилка. Можно наложить его на должностное лицо, на 4-5 тыс. руб., а можно на юридическое — до 200 тыс. руб. Почему так? Непонятно. Только подогревается почва для коррупции. В результате мы видим, что штрафы зависят от отношений рестораторов с сотрудниками Роспотребнадзора.

Разумеется, отравления продолжатся, потому что рестораны сейчас — самый быстрорастущий рынок, потому что выходят на него дилетанты, близко не знакомые с работой. Просто фильм ужасов — стоят хипстеры в бывшем промышленном здании, руки мыть им просто негде, холодильника нет, вместо него сумка со льдом. Поэтому должна быть личная ответственность и ресторатора, и потребителей. Ну видите вы бургер за 180 руб., посмотрите вокруг — в каких условиях его готовят, какими руками...».


Михаил Гусейнов, генеральный директор сети кофеен «Чайникофф»:

«Поймите, у проверяющих из Роспотребнадзора нет цели сделать, чтобы было хорошо: чтобы ресторан качественные услуги оказывал или чтобы люди не травились. У них, как у ГИБДД, есть план по сбору штрафов. Как бы вы хорошо и правильно ни работали, должен быть штраф. Доходит до абсурда. Мне рассказывали знакомые: соседка жалуется на запах рыбы, приходят проверяющие, а это мясной ресторан, рыбы просто нет в меню. И все равно штрафуют. Никто ни разу не сказал — вы молодцы, вот вам звездочка, что у вас все в порядке.

То же самое с МЧС. Никто вам никогда не скажет, вот такие проблемы бывают и вот так их можно устранить. У нас очень жесткий контроль и, к счастью, за 16 лет работы не было никаких отравлений. Когда к нам новички обращаются за советом, мы подсказываем — должны быть жесткие списания товара. Стараемся обучить, объяснить, — ничего этого проверяющие не делают. Вряд ли кто-то открывает ресторан, чтобы в нем людей травить. Такие трагические случаи — результат небрежности, ошибки и, как правило, отсутствия опыта. Я бы не сказал, что случаев отравления стало больше, просто пять лет назад не были так заметны соцсети, в которых каждый подобный случай получает широкий резонанс. И не думаю, что как-то можно предотвратить подобные ситуации. Люди голосуют рублем и своим опытом.

Главное, что нет связи между постоянными проверками, штрафами и безопасностью. Проверяющие могли сто раз пройти в этом ресторане. Бездумное повышение штрафов в данном случае будет играть на руку «серым» игрокам. Если на 10 млн руб. оштрафовать владельца ООО «Рога и копыта», он обанкротится и завтра откроет ООО «Копыта и рога». А для игрока с именем и историей такой штраф станет серьезным ударом».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах