Санкт-Петербург и область, 04 сен 2022, 08:48

Флаг, гимн и злые родители: опасна ли политика в школах

Читать в полной версии
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

С сентября каждая неделя в школах должна начинаться с исполнения гимна России и поднятия государственного флага. Более того, каждый понедельник в школах будут проводиться патриотические уроки «Разговоры о важном», на которых среди прочего будут рассказывать о спецоперации России на Украине. Обсуждая эти нововведения, родители опасаются чрезмерной политизации учебного процесса и конфликтов в классах на почве идеологии. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что в сфере школьного образования есть куда более тревожные явления, чем политинформация. РБК Петербург спросил экспертов, как на самом деле изменится российская школа в новом учебном году.


Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239:

«Не вижу, чтобы в этом учебном году идеология возвращалась в школы. Давайте разберемся: в политике и обществе происходят важные процессы, о которых надо разговаривать. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя — это сказал непопулярный Ленин, но сказал правду. Другой вопрос, как разговаривать на сложные и чувствительные темы. Надо отдать должное Министерству Просвещения — те материалы, которые оно издает по этому поводу в качестве рекомендаций для учителей, очень взвешенные, на мой взгляд. Я не могу поручиться, что у каких-то коллег не откажет чувство такта, и они не будут, говоря по-русски, нести околесицу — это вполне возможно, но сами рекомендации задают спокойный, выдержанный тон разговора. Там нет крена в сторону того или иного политического «лагеря», позиции. Мы, работающие в школах, понимаем — совсем не сложно сделать так, чтобы дети на почве разных взглядов пошли «стенка на стенку», и разговаривать в классе, с учителем — это способ не допустить конфликтов.

«Совсем не сложно сделать так, чтобы дети на почве разных взглядов пошли «стенка на стенку», и разговаривать в классе, с учителем — это способ не допустить конфликтов».

Другой вопрос — с фокусом внимания на флаг, гимн, символику государства. Здесь тоже многое, если не все, зависит от чувства такта и меры. Моя позиция — в том, что все служение муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым. То есть, если трепать символы нашей страны на каждом углу — они затрутся от частого употребления. Нужно обсуждать не то, в каком месте поднимать флаг, а то, как добиться, чтобы при соответствующем ритуале дети испытывали светлые чувства, а не скуку и раздражение. Это отдельная педагогическая задача.

«Нужно обсуждать не то, в каком месте поднимать флаг, а то, как добиться, чтобы при соответствующем ритуале дети испытывали светлые чувства, а не скуку и раздражение».

По поводу гимна я могу добавить, что много лет езжу руководителем команды Санкт-Петербурга на Всероссийскую олимпиаду по математике. Там есть официальная церемония закрытия, на ней гимн играет. И вот участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады — это совсем не простые ребята, не дураки — лет десять назад в основном хихикали, позже — часть подпевала, а сейчас уже практически все поют, когда звучит гимн. То есть, нельзя недооценивать совпадения ритуалов с тем, что дети на самом деле чувствуют.

В целом, я не думаю, что ученики и родители заметят какие-то радикальные изменения в школах в новом учебном году. Школа — это очень инерционный институт, он медленно меняется. Последнее радикальное изменение произошло в средние века, с введением классно-урочной системы. Такого рода сдвигов я сейчас не предвижу».


Елена Грачева, литературовед, преподаватель гимназии № 610 и СПбГУКиТ, координатор программ фонда AdVita:

«В последние несколько лет важной мне кажется следующая проблема: требования к школе от государства и от родителей абсолютно противоположны. У родителей запрос на максимальную индивидуализацию во время обучения, у государства — на максимальную унификацию, вплоть до проведения одних и тех же уроков по одним и тем же темам в один и тот же день по всей стране. Эти подходы противоположны. Особенностью нынешней ситуации является то, что родители апеллируют не к Министерству просвещения, которое вводит все это единообразие, а к школам, которые обязаны действовать по всем инструкциям, которые им присылают. Это противоречие сказывается в очень большом количестве ситуаций — например, с той же «внеурочкой», которую школа может определять сама, но по согласованию с родителями. И ни один юрист не может толком объяснить, что это значит.

«Требования к школе от государства и от родителей абсолютно противоположны. У родителей запрос на максимальную индивидуализацию во время обучения, у государства — на максимальную унификацию».

Мы пока не знаем, как школа изменится в этом году и как на школе скажется политика. Очень многое будет зависеть от позиции родителей. До сих пор количество часов, программа, нагрузка и прочее были священными коровами, нам многократно проговаривали, что мы не имеем права менять количество часов и объем обязательных программ. Но вот вводятся новые предметы — финансовая грамотность, новые исторические курсы. Они за счет каких часов вводятся? Какие часы, по каким предметам или какие темы, по каким предметам будут сокращены — пока никто ничего не понимает.

Понятное дело, что в классе всегда есть люди, которые по-разному смотрят на многие вещи. Каждый гражданин имеет право на свои взгляды, если они не противоречат законодательству. Задача любого учителя — работать с конфликтами в школе, на какой бы почве они ни происходили. И научить детей тому, что все люди разные и что мы должны уметь общаться цивилизованно независимо от того, что каждый думает по тому или иному поводу».


Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Петербурге:

«Для школы есть более серьезные проблемы, чем политика и патриотические мероприятия. Я считаю, что более выраженные последствия для школы имеет родительское давление на учителей, завучей и директоров, а не сами по себе требования о проведении патриотических уроков и прослушивании гимна в начале дня.

Первая проблема — это возрастающая агрессия родителей. Жизнь последние два-три года делает людей всё более и более нервными. Эпидемия «ковида» очень повлияла на людей, а новое геополитическое напряжение добавляет нервозности взрослым. Еще во время «ковида» родители, недовольные какими-то действиями правительства или губернатора, стремились куда-то выплеснуть свою агрессию. Но поскольку президент и губернатор далеко, а учителя и другие родители в родительских чатах — близко, всё выливается на них. Мы знаем, что в школьных чатах последние годы увеличивается агрессия, а сейчас всё может стать совсем плохо. Родители стали все более нервными, испуганными и злыми, вот и учителя под их давлением станут такими же. Школы живут под постоянной угрозой, что родители начнут на них жаловаться. И они будут жаловаться, причем одни — что в школе слишком много патриотической пропаганды, а другие — что ее слишком мало. И если какой-то маме что-то покажется, она с этой жалобой пойдет не к директору школы, а сразу в районный отдел образования или еще куда-нибудь.

Рост жалоб на учителей в вышестоящие и надзорные органы — это вторая проблема, которую я бы отметил. У родителей всё больше входит в привычку сразу обращать свои вопросы к какому-то руководству — в РОНО, в комитет по образованию — хорошо, что не сразу к губернатору. А если им кажется, что надо жаловаться всерьёз, то это может быть какое-угодно силовое ведомство, включая прокуратуру. Это широко распространившаяся в стране практика: жаловаться, куда можно. Подать обращение онлайн очень несложно, а потом прокуратура и следственный комитет год терзают детский сад или школу.

Конкретный случай очень хорошей школы в Петербурге (входит в топ-5 школ города), где родитель пишет в чате: «Мне кажется, что школа могла бы то-то и то-то делать иначе, давайте я обращусь в РОНО». И находится все же другой родитель, который сперва предлагает обсудить этот вопрос в школе. А сотрудник районного отдела мне подтверждает, что заметно растет число прямых звонков по вопросам, которые легко решаются в школе. Вот эти маленькие и постоянные действия родителей существенно меняют школу, которая становится хуже в ответ. Она не становится более гуманной или более внимательной к детям. Она, к сожалению, может стать более равнодушной, так как учителям проще на какие-то неприятности закрывать глаза, чем разговаривать об этом с родителями. Я занимаюсь изучением агрессии и буллинга в школах, и могу сказать, что в некоторых престижных школах психологи боятся разговаривать с родителями о том, что их дети ведут себя агрессивно. Потому что родители, услышав это, тоже поведут себя агрессивно, защищая своего ребёнка. Таким образом проблемы детской агрессии не решаются.

Что касается конфликтов из-за политических взглядов в детской среде, то я думаю, их не будет. В мягкой форме это может быть только в старших классах, когда школьники обогащаются разного рода знаниями и уже приходят к каким-то идеологическим позициям. У детей в подростковом возрасте (12-15 лет) есть гораздо более интересные вещи, чем идеологические конструкции и политика.

«Вообще надо сказать, что школа, если её не терроризировать всякой ерундой и нервными родителями, — это относительно мирное место».

Вообще надо сказать, что школа, если её не терроризировать всякой ерундой и нервными родителями, — это относительно мирное место. По моим исследовательским наблюдениям, внутри класса дети стараются соблюдать мир. Потому что худой мир лучше любой ссоры. И в школе есть много факторов, которые этот мир обеспечивают. Во-первых, школьники вместе учатся с детских лет; они притерлись друг к другу до того, как получили какие-то политические взгляды. Их общение продолжается в старших классах и во взрослом возрасте на этой основе — мы вместе в футбол играли, вместе с уроков сбегали. Старая дружба удерживает от политических ссор или межэтнических конфликтов. Во-вторых, в школе всё-таки есть учителя, которые совсем не хотят острых конфликтов. Они могут на какие-то ситуации агрессии и травли закрывать глаза, но всячески будут стараться, чтобы ничего серьёзного не было. И сделают это в большинстве случаев вдумчиво, разумно и мягко, чтобы проблема не выплеснулась наружу, — хотя бы ради собственной безопасности».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовили: Виктория Саитова, Елена Кром

Эксперты на public talk в рамках проекта РБК Стиль «Поколение Альфа: новые люди в хрупком мире» говорили, что новое поколение детей предъявляет свои запросы к школе. Какие это запросы и как школа может под них адаптироваться, читайте в материале РБК Петербург.

Повтор публикации от 02.09.2022

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику