Санкт-Петербург и область, 04 сен 2023, 11:58

«Зачем мучить студентов?»: разрешён ли в петербургских вузах ChatGPT

Читать в полной версии
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

В новом учебном году Московский городской педагогический университет легализовал для студентов использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) при подготовке выпускных квалификационных работ. Предполагается, что студенты могут использовать чат-боты (например, ChatGPT) и другие инструменты ИИ для получения данных и написания текстов университетских работ. РБК Петербург спросил представителей петербургских вузов, как они оценивают идею разрешить студентам использовать нейросети в учебе и как такое решение повлияет на высшее образование.


Вадим Волков, доктор социологических наук, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«В этом решении мне нравится то, что руководство вуза его приняло, а не дожидалось указания сверху. По крайней мере, проблема поставлена — и есть попытка с ней работать.

При этом я не знаю вузы, которые запрещают студентам использовать ИИ при написании научных работ. Запрещать недальновидно. ИИ быстро совершенствуется и все равно будет использоваться студентами, вопрос — для чего и в каком объеме. В выпускных работах, а в нашем случае это магистерские диссертации или проекты, мы оцениваем умение ставить проблему, думать, возражать, аргументировать, выражать мысль письменно, высказывать свое суждение. А что мы будем оценивать, если работа сгенерирована ИИ? Можно обязать студентов маркировать ту часть, которая сгенерирована чат-ботами ИИ, и оценивать человеческий и нечеловеческий вклад отдельно. Но даже для этого, не говоря уже о запретах, надо уметь распознавать «творение» ИИ. Это технический аспект. Лучше всего, если чат-бот оставляет свой автограф, тогда проблема снимается. А моральный аспект — в том, чтобы ИИ не лишал молодых людей возможности пребывать в состоянии стресса и творческих мук. Это было бы в высшей степени аморально.

«ИИ быстро совершенствуется и все равно будет использоваться студентами, вопрос — для чего и в каком объеме»

Если говорить о плюсах использования ИИ, то надо уточнить — плюсы для кого? Это как с получением водительских прав. Вам что нужно — получить пластиковую карточку или научиться водить машину? Если студенту нужно только получить любую положительную оценку, то есть масса новых возможностей. Если надо получить знания, навыки и кем-то стать, то плюсов мало. Преподаватель тоже может использовать ИИ, чтобы написать рецензию на эссе, написанное ИИ. Круг замкнется, кто в выигрыше? Ценность текстов, сгенерированных ИИ, очень скоро начнет стремиться к нулю.

Думаю, заметные изменения в образовательном процессе вузов из-за развития нейросетей обязательно произойдут, но не так скоро. Эффективность поиска и обобщения информации возрастет, масса рутинных задач может быть переложена на машину. Финальное осмысление пока останется за человеком. В перспективе нейросеть может заменить и учебную часть, и контрольно-надзорные органы в части производства и проверки документарного обеспечения учебного процесса, освободив женщину от монотонного труда (в основном бумажной работой в вузах занимаются всегда перегруженные сотрудницы — ред.). Схалявить на экзамене — студенческая доблесть, и в университетах всегда была и будет проблема обмана и проблема адекватной оценки, потому что сознательные не все.

«Преподаватель тоже может использовать ИИ, чтобы написать рецензию на эссе, написанное ИИ»

Вузы могут отреагировать изменением процедуры экзаменов. Вернуться к устному экзамену или ограничить использование ИИ другими способами. Но по другой логике, если что-то может быть сделано машиной и это что-то не отличить от того, что сделал бы человек, то в скором времени отомрет и соответствующая профессия. Тогда зачем мучить студентов? Придется учить только тому, что машина делать принципиально не сможет. А что это — вопрос пока открытый».


Андрей Анфиногенов, декан факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО:

«Мы не запрещаем, а поощряем студентов использовать ИИ в работах в целом ряде случаев. В частности, у нас на факультете в этом году запустилась флагманская программа «Управление высокотехнологичным бизнесом» — и там ИИ внедрен в образовательный процесс в области проработки идей. В первом семестре у студентов проходят воркшопы, на которых они прорабатывают бизнес-идеи. Там собираются и обрабатываются данные от наших партнёров бизнес-направлений, научных направлений. При генерации идей используются специальные программные инструменты. Они показывают, какие ещё алгоритмы поиска студенты могут применить для того, чтобы улучшить качество финальных идей. Мы считаем, что таким образом ИИ повышает качество образовательного процесса.

Помимо этого, студенты будут использовать ИИ в написании финальных работ. Здесь это не просто полезный, а сверхполезный инструмент, который позволяет сильно сократить время. Следом за сокращением времени идёт уплотнение информации. В целом этот инструментарий позволяет передавать информацию ёмко. Это повлечёт за собой изменение формата выпускных работ — они могут быть более компактные. У искусственного интеллекта есть объём текста, в который он пытается уложиться, а у людей этот подход бывает крайне разным.

«Студенты будут использовать ИИ в написании финальных работ. Здесь это не просто полезный, а сверхполезный инструмент, который позволяет сильно сократить время»

Любая технология может быть направлена как во благо, так и наоборот. Риск в том, что студенты могут обманывать преподавателя и выдавать работу нейросети за свою. Вопрос их мотивации — студенты мотивированы высвобождать время, чтобы больше знаний получить или они замотивированы, чтобы обмануть систему и получить диплом без лишних усилий? И здесь университеты в первую очередь должны работать с качеством абитуриентов. Отбирать замотивированных студентов, которым интересна научная деятельность».


Анна Тышецкая, директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:

«Сегодня нельзя недооценивать и тем более игнорировать уровень развития искусственного интеллекта. Но сфера образования — отрасль, в которой люди работают с людьми. Университет — это, в первую очередь, социальная коммуникация. Преподаватели и исследователи создают особую интеллектуальную и креативную среду, попадая в которую, студент начинает развиваться как личность, формировать взгляды на жизнь, готовиться к будущему. И текущий уровень развития искусственного интеллекта однозначно не позволяет взять на себя эту роль.

Но нейросеть и искусственный интеллект — помощники, которые уже сегодня могут решать рутинные задачи в образовательном процессе и в целом облегчить работу преподавателя и исследователя. В структуре университета функционирует Национальный центр развития искусственного интеллекта. Например, ИИ может создать стройный готовый план занятий, подготовить учебный материал, даже создать задания для студентов. Все это уже практикуется в Петербургском кампусе, и Вышке в целом.

«Но без участия преподавателя такой план или материал получается слишком топорным»

Но, опять же, без участия преподавателя такой план или материал получается слишком топорным. Только человек может добавить в типовую работу уникальность, а в рутинную работу — осмысленность, увидеть возможности для реализации новых идей или предложить творческую адаптацию материала.

А что насчёт плагиата? У Вышки уже есть наработки и инструменты, которые помогут выявлять работы, созданные с помощью ИИ. В свое время мы довольно успешно решили проблему плагиата. И с избыточным использованием нейросетей, уверена, мы также справимся».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg