Петербургские торговые комплексы научились решать свою главную проблему
По итогам третьего квартала 2016 года объем ввода торговой недвижимости в Петербурге составил 97 тыс. кв м общей арендуемой площади, что в семь раз превышает результаты второго квартала. Такие данные приводятся в отчете департамента управления активами и инвестициями NAI Becar. При этом объем «вакансии» начал снижаться впервые с начала прошлого года. Как считают аналитики, позитивный тренд на рынке стал результатом концептуальных изменений торговых центров.
Падающая «вакансия»
За третий квартал 2016 года в Петербурге открылись три новых торговых комплекса — ТРЦ «Охта Молл», вторая очередь ТРК «Порт Находка» и гипермаркет «К-Руока». Общий объем ввода за первые девять месяцев 2016 года на 82% превысил результаты аналогичного периода прошлого года.
Помимо общего роста предложения в сфере торговой недвижимости, аналитики отметили еще один качественно новый тренд. По данным NAI Becar, за третий квартал 2016 года средний уровень «вакансии» на рынке снизился на 0,3 процентных пункта по сравнению с показателем второго квартала.
Доля пустующих площадей в торговых комплексах начала сокращаться впервые с начала 2015 года. До этого эксперты фиксировали устойчивый рост «вакансии». Так, по данным JLL, только за первый квартал 2016 года ее доля в среднем увеличилась с 5,9% до 6,4%.
По данным NAI Becar, за тот период в Петербурге не появилось ни одного нового торгового комплекса. Как считают эксперты, объем предложения на рынке до сих пор увеличивался в основном за счет ухода арендаторов из действующих торговых комплексов.
Практика культурного стимулирования
Переломить негативный тренд на рынке помогли качественные изменения в стратегиях продвижения торговых центров, полагает директор департамента консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Ирина Реут. «Собственники объектов начали усиливать детскую и развлекательную составляющую и привлекать на большие площади соответствующих арендаторов, сдавать места общего пользования под проведение различных ярмарок, а также работать с малоизвестными брендами и мелкими ИП, которые раньше и не мечтали «сесть» в качественных торговых центрах», — комментирует эксперт.
За последние месяцы в Северной столице появились два ярких примера внедрения новых стратегий развития торговых центров. Так, в начале сентября группа «Адамант» начала реконцепцию ТРК «Призма», в ходе которой часть паркинга торгового центра переоборудована в рынок «Китай-город». На территории паркинга проводятся китайские ярмарки, организатором которых выступает сам «Адамант».
Другой пример адаптации к меняющимся рыночным условиям — открытие культурно-образовательного центра «Охта Lab» в недавно запущенном петербургском ТРК «Охта Молл». В нем разместится филиал библиотеки им. В.В. Маяковского. Как сообщил РБК Петербург представитель ТРК «Охта Молл», в торговом комплексе заполнено 65% площадей, 25% — в процессе переговоров.
По оценкам экспертов NAI Becar, посещаемость торгового комплекса с культурно-развлекательной составляющей увеличивается в среднем на 20-40%.