Осень, что же будет?..., 04 окт 2022, 12:23

«Очень плохая ситуация»: игроки молочного рынка ищут замену импорту

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

РБК Петербург продолжает цикл мнений петербургских бизнесменов под общим названием «Осень, что же будет? ...». Мы спросили представителей разных отраслей, как события последних недель повлияли на ситуацию в их отрасли и какие тренды набирают обороты. В прошлых публикациях своим мнением делились игроки рынка доставки продуктов, рынка хлебобулочных изделий, а также представители автодилерского бизнеса. Из их ответов следует, что внешние стрессы уже запустили внутреннюю перестройку на многих российских рынках. Сегодняшняя публикация посвящена изменениям в сфере производства молочных продуктов.


Георгий Житмарёв, заместитель гендиректора «Пискаревского молочного завода»:

«Последние полгода отрасль преодолевала последствия введенных санкций. Болезненным был кризис на рынке упаковки, когда норвежская компания Elopak, производящая картонные коробки для жидкостей, приостановила работу в России; а финская компания Stora Enso, которая снабжала Elopak бумагой, прекратила поставки в Россию. Существенно сократила объёмы поставок шведская компания Tetra Pak. Молочники решали эту проблему по-разному: кто-то переходил на пластик, кто-то искал российского производителя бумажной упаковки. Мы, к счастью, долгие годы работали с российским производителем, который смог нам заместить выпавшие объёмы иностранной упаковки. У нас остался только один пол-литровый формат, который производился в Сербии и сразу никто не мог предложить ему замену. Но мы нашли в Китае производителя, который нам его заменит, и уже получили первую партию упаковки.

Помимо упаковки, у молочников было много европейского и японского оборудования. Немцы отказались от контрактов по обслуживанию своего технологического оборудования, отказались поставлять запчасти, потому что боятся санкций. Японцы не стали поставлять комплектующие к своим принтерам, но мы нашли их через параллельный импорт. Для европейского оборудования мы нашли поставщиков в Китае и в России.

«Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет».

Сегодня мы не видим дефицита молочной продукции на полках, то есть катастрофы не произошло. Было бы нахально утверждать, что мы полностью решили все проблемы с упаковкой. Российские компании делают всё, чтобы заместить выпавший объем упаковки, но мы работаем с колёс, то есть запаса у нас нет. Это очень плохая ситуация. Надо иметь складские запасы хотя бы на два месяца, тогда бы я был спокоен. Надежду даёт то, что некоторые российские производства сейчас устанавливают или имеют планы установить новые линии — тогда можно будет рассчитывать на больший объем поставок.

Что касается цен, то с начала весны до сентября молочная продукция подорожала примерно на 10%. Объемы производства у нашего завода практически не снизились. Нам приходится ограничивать только выпуск сливок и молока в пол-литровых упаковках.

Сейчас мы вступили в новый трудный этап. Он связан с цифровизацией. С 1 сентября наступил очередной этап маркировки — введение объёмно-сортового учёта через электронный документооборот. Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота. Если ещё сетевая розница к этому готовилась, то не сетевая розница этим не занималась вообще.

«Рынок лихорадит: оказалось, торговля не готова к введению электронного документооборота».

Правила маркировки сделали электронный документооборот по маркированным товарам обязательным и сократили срок подписи документов с пяти до трёх дней. Сейчас, получается, магазин фактически не должен принимать товар, пока не подпишет электронные документы. А электронная система перегружена, и товар приезжает в магазин раньше, чем приходят электронные документы. Для скоропортящихся товаров это трэш! И магазин не может выгрузить товар, и водитель простаивает часы в ожидании разгрузки».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

После публикации материала РБК Петербург получил комментарий представителя Центра развития перспективных технологий — оператора Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак»:

«Новый этап маркировки молочной продукции в России, стартовавший 1 сентября и связанный с введением системы электронного документооборота (ЭДО), не отразился на производстве и поставках товара. Об этом заявили представители ряда отраслевых компаний, союзы, ассоциации и регионы. Уже по состоянию на 1 сентября к ЭДО было подключено более 90% участников оборота молочной продукции, сейчас эта цифра еще выше. Дополнительно правительство РФ смягчило требования маркировки для представителей молочной отрасли. Утвержден временный упрощенный порядок работы в информационной системе маркировки для участников рынка молочной продукции. Он будет действовать до 1 июня 2025 года. Теперь реализация продуктов может начинаться сразу после их поставки в магазин или оптовый склад, так как на внесение информации о прибывшей партии в информационную систему маркировки производителю и продавцу дается три дня. Ранее передавать сведения было необходимо сразу, а только после подтверждения их корректности — начинать продажу молочной продукции. При этом важно отметить, что сокращение времени оборачиваемости товара положительно влияет на экономическую эффективность, в том числе путем снижения трудозатрат».

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов