Санкт-Петербург и область, 04 окт 2023, 14:43

В Петербурге предложили новый запрет для электросамокатов

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

В городской парламент Петербурга внесен проект закона «О запрете использования средств индивидуальной мобильности, предоставляемых в аренду, на территории Санкт-Петербурга». Его разработал вице-спикер законодательного собрания Павел Иткин (фракция ЛДПР). Участники рынка и эксперты раскритиковали эту инициативу, отметив, что реальной пользы от запрета не будет, а число аварий с электросамокатами может даже вырасти.

«Контроль не организован»

Документ размещен в базе законопроектов на сайте ЗакСа. Из него следует, что в Петербурге предлагают запретить использование СИМ (электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других похожих устройств), предоставляемых в аренду кикшеринговыми компаниями, на три года — с 1 января 2024 года до 1 января 2027 года. На собственные самокаты петербуржцев запрет не будет распространяться.

Необходимость принятия такого закона его автор объясняет большим количеством «дорожно-транспортных происшествий, в том числе и со смертельным исходом», которые происходят в городе с участием СИМ. Среди примеров «многочисленных нарушений правил пользования средствами индивидуальной мобильности» депутат называет поездки вдвоем на одном самокате, опасную езду в плотном пешеходном потоке и бросание самокатов на тротуарах. «Отсутствие ответственности за указанные правонарушения, механизма привлечения к ней позволяет недобросовестным пользователям арендных самокатов избегать ответственности и создавать аварийные ситуации на улицах нашего города», — пишет Павел Иткин в пояснительной записке к проекту. Он уверен, что со стороны кикшеринговых компаний не организован контроль за пользователями и «нередки случаи, когда средствами индивидуальной мобильности, предоставляемыми в аренду с использованием электронного приложения для мобильных устройств, управляют несовершеннолетние, а порой и малолетние жители нашего города».

Депутат отмечает, что большинство правонарушителей остаются безнаказанными из-за того, что у электросамокатов нет регистрационных номеров. «Три года — достаточный срок для того, чтобы должным образом урегулировать правоотношения, связанные с использованием арендных средств индивидуальной мобильности в нашем городе, — сказано в пояснительной записке.

Не более трети аварий

Аренду различных типов самокатов в Петербурге предлагает несколько компаний — Whoosh, Urent, Яндекс Go и др. Всего, по данным комитета по транспорту, во время сезона 2023 года в городе используется порядка 32 тыс. кикшеринговых самокатов. РБК Петербург направил запросы крупных игрокам этого рынка с просьбой прокомментировать перспективы введения моратория на аренду СИМ в Петербурге на три года и оценить возможный ущерб.

В Whoosh (у этой компании в Северной столице 15 тыс. самокатов) заявили РБК Петербург, что считают инициативу Павла Иткина спорной и не конструктивной. «В отличие от частных самокатов, на самокатах кикшеринга нет анонимных поездок, в случае возникновения ДТП сервисы по запросу ГИБДД могут предоставить всю необходимую информацию по поездке. Все самокаты сервисов кикшеринга проходят регулярный технический осмотр, оборудованы всеми необходимыми звуковыми и световыми сигналами, ограничены по мощности (до 250 Ватт) и скорости (не больше 25 км/ч, с дополнительными зонами автоматического снижения скорости). Все поездки на самокатах нашего сервиса застрахованы — в случае негативного инцидента потерпевший может претендовать на страховую выплату, даже если пользователь в поездке не активировал страховку», — настаивают в Whoosh. В компании ссылаются на статистику ГИБДД, согласно которой не более 30% всех негативных инцидентов с участием СИМ приходится на долю самокатов кикшеринга. По внутренней статистике Whoosh, аварийность на каждую тысячу поездок в этом сезоне снизилась на 20%, сообщили в компании.

«Кикшеринг однозначно стал новым видом городского транспорта в Санкт-Петербурге, он приносит пользу городу. Развитие транспортной модели кикшеринга осуществляется как на городском уровне, так и на федеральном. В Санкт-Петербурге все сервисы подписали соглашение о правилах работы кикшеринга, Министерство транспорта РФ выпустило рекомендации для регионов развивать транспортную модель аренды электросамокатов, а в ближайшем будущем будут осуществлены поправки в КОАП, которые позволят еще более эффективно контролировать соблюдение правил водителями СИМ», — подчеркивают в компании.

Сплошной популизм

Исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес назвал эту законодательную инициативу популистской. «Мы не поддерживаем запреты и выступаем за разумное регулирование, развитие инфраструктуры и повышение уровня безопасности для всех», — заявил он. Герман Мойжес добавляет, что использование электросамокатов предусмотрено ПДД, хотя новые нормы регулирования достаточно спорны, особенно в части езды по тротуарам. «Этот вид передвижения пользуется спросом среди людей, и почему мы должны запрещать человеку пользоваться электросамокатом, если ему это удобно, и он не нарушает закон. Необходимо бороться с нарушителями и причинами несоблюдения правил и создания помех другим, а не просто взять и всё всем поголовно запретить», — считает эксперт.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман напоминает, что другой депутат петербургского ЗакСа Алексей Цивилев (фракция «Единая Россия») уже несколько месяцев разрабатывает законопроект, который будет регулировать работу СИМ при участии сервисов кикшеринга. «Не очень понятно почему депутат, который даже не входит в эту рабочую группу, решил выступить с инициативой, которая идет вразрез с тем, что готовят его коллеги», — недоумевает она.

Ксения Эрдман прогнозирует, что запрет аренды самокатов приведет к тому, что люди, лишившись востребованной услуги, начнут их покупать. «В том числе б/у, непонятно какого качества и состояния, начнут «допиливать» их в гаражах, менять заводские технические характеристики, чтобы увеличить скорость. Самое страшное — что частные самокаты находятся в серой зоне, мы не понимаем, кто ими управляет, кому они принадлежат и с какой скоростью они передвигаются. Происшествий и ДТП станет больше», — опасается глава ассоциации.

Pro
Как авторынок может избежать «производственного ада» — The Economist
Pro
Выпить кофе и лечь спать: в чем секрет бодрящего лайфхака дальнобойщиков
Pro
20% может оказаться выгоднее 5%: как компании на УСН выбрать ставку НДС
Pro
Лидеры обладают 22 навыками. Как освоить каждый за несколько минут в день
Pro
Признайтесь, это вас раздражает: 7 грехов корпоративной переписки
Pro
Ментальные заложники: как выбраться из плена конфликтов и обязательств
Pro
Scrum-мастер зарабатывает до 350 тысяч рублей в месяц. Как им стать
Pro
Пять громких историй выплаты «золотых парашютов». Чем они закончились