Пример заразителен: вузы Петербурга избавляются от факультетов
Вслед за Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) нелегким делом по объединению факультетов занялся другой петербургский вуз - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУГА). И подобно студентам СПбГУ, учащиеся авиационного вуза также в штыки приняли идею ректората.
В петербургское отделение Российского студенческого союза (РСС) поступило обращение от студенческого совета инженерно-технического факультета СПбГУГА. В обращении говорится, что студенты инженерно-технического факультета глубоко обеспокоены решением руководства университета объединить инженерно-технический факультет с факультетом авиаперевозок и аэропортов. В этой связи РСС выражает крайнюю обеспокоенность.
«Мы целиком разделяем обеспокоенность студентов и считаем, что подобные решения должны приниматься только после обсуждения со студенчеством и профессорско-преподавательским составом», - говорят в союзе, который уже направил обращения министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, а также в ректору СПбГУГА Михаилу Смурову, руководителю Росавиации Александру Нерадько и постоянную комиссию по образованию культуре и науке городского ЗакСа с целью содействовать проведению общественного обсуждения проекта реорганизации факультетов в СПбГУГА.
Пока получить оперативный комментарий в ректорате СПбГУГА не удалось, но напомним, что ранее петербургскую общественность встревожила похожая новость - об объединении факультетов СПбГУ. Пока речь идет об слиянии философского и исторического факультетов, но ходят слухи, что биологов объединят с психологами, политологов с социологами, а географов с геологами. Тогда РСС также выступил резко против инициативы ректората. "Прежде всего, нам остается непонятным, на каком основании подобные вопросы решаются кулуарно, без широкого обсуждения в университетском сообществе. Университет, позиционирующий себя как “открытый”, предпочитает принимать все ключевые решения в режиме спецопераций", - говорили в союзе. "Администрация Университета не находит нужным интересоваться мнением студентов и преподавателей, что, на наш взгляд, просто недопустимо, как с правовой, так и с морально-этической точки зрения", - заявляет союз.
"Прикрываясь идеей повышения эффективности, администрация СПбГУ хочет усилить вертикаль власти в университете, параллельно в очередной раз сократив ученых и расплодив бюрократов", - говорится в заявлении организации.
Обеспокоенность реализацией идеи выразили студенты и работники Исторического факультета. На сайте Change.org опубликована их петиция в адрес ректора вуза Николая Кропачева, в которой также говорится о том, что в процессе принятия столь значимого решения отсутствовала всякая гласность: не входящие в руководство Ученого Совета преподаватели, не говоря уже о студентах и аспирантах, узнали о происходящем менее, чем за трое суток до заседания Ученого Совета.
В самом СПбГУ объяснили создание институтов на базе факультетов 259-ФЗ от 2009 года, определяющим особенности правового статуса двух ведущих университетов страны (МГУ и СПбГУ). Законом предусмотрено, что такие структурные подразделения, как институты, могут входить в состав университета и иметь статус юридического лица, а такие структурные подразделения как факультеты - нет.
"Форма организации работы коллективов научно-педагогических работников определяется, прежде всего, исходя из задачи наиболее эффективного управления человеческими, материально-техническими и финансовыми ресурсами. Именно с этой точки зрения ученые советы и обсуждали инициативу создания Института истории и философии на базе двух факультетов", - говорит начальник Главного управления администрирования трудовых отношений и документооборотов вуза Виктор Журавлев.
При этом он напомнил, что такие решения принимаются ректором и обсуждаются с Ученым советом университета. "Формирование иных, новых подразделений зависит от наличия инициатив, выдвинутых коллективами, и от мнения Ученого совета СПбГУ", - уверяет он.
Несмотря на успокоительные речи администрации вуза, многие преподаватели не могут похвастаться оптимизмом. Некоторые эксперты объясняют реформу желанием руководства ужесточить власть над студенческим и преподавательским сообществом, ведь директора института назначают, а декана избирают. При этом есть и позитивные стороны - у института больше финансовой независимости.