«Лишены праздника»: почему петербургские ТЦ теряют посетителей
В то время как в Москве уже наметился тренд на восстановление трафика в торговых центрах (ТЦ), в Петербурге их посещаемость, наоборот, снижается, выяснили аналитики Watcom Group. Владельцы торговых центров связывают это с более жестким режимом «антиковидных запретов» в Северной столице.
Посещаемость не восстанавливается
По данным Watcom Group, динамика значения Shopping Index (показатель посещаемости торговых центров и магазинов) в Петербурге по итогам января 2021 года к январю 2020 года снизилась на 29%. Показатели января текущего года по сравнению с декабрем 2020 года — минус 16,9%. Для сравнения, в столице трафик в ТЦ за январь 2021 года к январю 2020 года упал на 24,8%, за январь 2021 года к декабрю 2020 года — на 13,8%.
Т.е., в Москве, несмотря на традиционное для января снижение потребительской активности, динамика стала улучшаться (если в декабре 2020 года Shopping Index оказался ниже прошлогоднего на 26%, то в январе — на 24,8%). В Петербурге — наоборот (если в декабре посещаемость была нижен прошлогодней на 28% в январе этот показатель вырос до 29%).
Как пояснил РБК Петербург президент Watcom Group Роман Скороходов, это говорит о том, что в Москве трафик ТЦ начал понемногу восстанавливаться, чего нельзя сказать о Санкт-Петербурге, где городские власти только 30 января ослабили запреты для ТЦ.
Напомним, в конце прошлого месяца губернатор Александр Беглов внес поправки в постановление правительства № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID 19)». В частности, предприятиям общественного питания в торговых центрах (за исключением фуд-кортов и фуд-плейсов) разрешили принимать посетителей круглосуточно. Предельную заполняемость залов в кинотеатрах увеличили с 25% до 50%. В торговых центрах могут возобновить работу музеи, выставки, театры, ледовые катки.
Строгие ограничения
«Сохраняющийся запрет на работу фудкортов, а также строгие «антиковидные» ограничения, которые действовали в Санкт-Петербурге в январе, безусловно, оказали и продолжают оказывать существенное негативное влияние на посещаемость торговых центров», — считает коммерческий директор Malltech Мария Дриц. По ее словам, посещаемость ТРК «Лето» сократилась в январе несколько меньше, чем по статистике от Watcom Group: в январе 2021 года посещаемость ТРК «Лето» сократилась относительно января 2020 года на 19,2%, а относительно декабря 2020 — на 12,4%.
«Мы по-прежнему не видим роста покупательского трафика: количество посетителей «Невского Центра» в январе 2021 года сократилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го», — говорит директор департамента коммерческой недвижимости PPF Real Estate Russia Екатерина Трушлякова. Она также считает это следствием чрезмерных ограничений в ТЦ, связанных с закрытием фуд-кортов и фуд-плейсов, которые были отдельным сегментом в трафике и доходе ТК. «При этом в «Невском Центре» увеличился средний чек покупки: люди старались оптимизировать свое перемещение по городу и предпочитали прибрести больше товаров в одном месте», — сообщила Екатерина Трушлякова.
«Покупателей лишили праздника»
Современные торговые галереи уже давно перестали быть просто местом совершения покупок и превратились в полноценные центры досуга и развлечений, подчеркивают в холдинге «Адамант» (владеет 22 торговыми центрами в Петербурге). «До пандемии люди туда приходили не столько за покупками, сколько за ощущением праздника — посидеть в кафе или ресторане, поиграть в боулинг, посмотреть новый боевик или комедию в кинотеатре, отвести ребенка на аттракцион, и т.д. В эти рождественские каникулы из-за запрета на работу фуд-кортов и развлекательных пространств покупатели были лишены этого праздника», — говорит руководитель департамента маркетинга и рекламы УК «Адамант» Алена Мариничева.
По ее мнению, на трафик в торговых центрах серьезно повлияли не только эти запреты, но и тот факт, что петербуржцы стали более осознанно относиться к соблюдению необходимых эпидемиологических мер, и стараются без особой необходимости не посещать общественные места.