Санкт-Петербург и область, 05 мар 2021, 09:48

Петербургских школьников научат управлять беспилотным авто

Читать в полной версии
Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

В петербургских школах с 10 по 28 марта пройдет посвященный беспилотным автомобилям «Урок цифры». Школьникам разного возраста предоставят три варианта урока, подготовленные экспертами «Яндекса». Для младших — игру в беспилотный автомобиль, для средних и старших — тоже игру, но более сложную, интерактивную, в ходе которой ученикам предстоит определить местоположение автомобиля, используя карты и данные сенсоров, предсказать поведение других участников движения и составить или доработать маршрут. Урок состоит из видеороликов с объяснениями и интерактивных тренажеров для закрепления знаний.

Профессии будущего

«Ученикам начальной школы беспилотный транспорт интересен не как высокотехнологичное достижение, а как увлекательная игра. Такое отношение позволяет школьникам удерживать свое внимание и сохранять интерес к современным технологиям, — считает Евгений Кисляков, замглавы Министерства цифрового развития России, одного из организаторов «Урока цифры», наряду с Министерством просвещения РФ и АНО «Цифровая экономика». — Ученики старших классов относятся к беспилотному транспорту по-другому: они обсуждают географию беспилотных поездов, автомобилей, присматриваются к перспективам таких технологий, чтобы определиться с будущей профессией».

«С помощью тренажеров «Урока цифры» дети могут понять, что алгоритмы в основе искусственного интеллекта или беспилотных автомобилей — это несложно и интересно. Поэтому у детей возникает желание сделать следующий шаг и изучать технологии глубже, увлечься этой темой. Интерес школьников к «Уроку цифры» дает уверенность, что большее количество детей выберут IT-специальности в качестве своей будущей профессии», — комментирует Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».

«Яндекс» — далеко не первый, кто учит детей технологиям работы автономных систем; впервые этой теме посвящена всероссийская просветительская акция в рамках школьного образования. В прошлые годы разные организаторы, в основном, частные, поставили на поток внешкольное обучение робототехнике, включающей технологии беспилотного транспорта. К данному моменту в Петербурге сформировалась разветвленная сеть робототехнических детских кружков. Она включает, например, Академию Робототехники PRobotics, подразделения федеральной сети детских клубов РОБОТРЕК, сеть кружков РОББО, клубы ШАРОБОТ, «Brainstorm», Mech_Team Juniors, LEGOTRON и др. Есть и государственные кружки, действующие при школах — например, Робототехнический инженерный центр в Губернаторском физико-математическом лицее № 30, Студия «Имитационного моделирования» ОДОД школы № 255, Robotech 255, Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста» др.

Пилотные проекты

По словам экспертов, беспилотных автомобилей в реальной, повседневной, жизни еще нет нигде в мире. Такого рода проекты (их сейчас в мире несколько десятков) находятся в лучшем случае в стадии пилотных. Главная причина – законодательство. Ни в одной стране мира, включая Россию, законы не разрешают равноправное с традиционным транспортом использование беспилотных авто на дорогах общего пользования. Основные проблемы связаны с безопасностью и ответственностью за возможные ДТП. Кроме того, не создана дорожная инфраструктура, необходимая для эффективного применения беспилотников.

В 2017 году тогдашний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев инициировал проработку этого вопроса, но с тех пор ничего по сути сделано не было. К настоящему времени чиновники разных стран лишь приняли серию резолюций на тему беспилотного транспорта. Так, в 2019 году Глобальный форум по безопасности дорожного движения, полноправным членом которого является РФ, принял на своей 78-й сессии Резолюцию о внедрении в практику высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств в условиях дорожного движения. В России 25 марта 2020 года была утверждена распоряжением правительства РФ № 724-р «Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования». Ранее Минтранс России сообщил, что первые беспилотные такси без водителя в салоне могут появиться в Москве в 2024 году.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком