Санкт-Петербург и область, 05 июн 2019, 17:54

Петербург теряет аппетит к статусным соглашениям

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В отличие от всех последних Петербургских международных экономических форумов (ПМЭФ; проходит 6-8 июня), в этом году Смольный не проанонсировал число инвестиционных соглашений, которые планируется подписать в рамках статусного мероприятия, и общую сумму инвестиций. Однако, как сообщил РБК Петербург источник в городском правительстве, город подпишет соглашения менее чем на 100 млрд руб. Это в 2,5 раза меньше, чем в 2018 году — тогда на форуме было заключено 70 соглашений на рекордную сумму 267 млрд руб.

Опрошенные РБК Петербург эксперты, между тем, отмечают, что заявляемые на форуме соглашения не отражают реальной картины инвестиционной активности в городе. Об этом свидетельствует опыт ПМЭФ-2018: многие проекты, которые были анонсированы в прошлом году, даже не были начаты.

Ожидания от форума

В Смольном упоминают лишь ряд проектов, соглашения по которым, скорее всего, будут подписаны. В частности, как сообщили РБК Петербург в комитете по инвестициям, городская администрация подпишет на ПМЭФ соглашение с компанией «Балтфарма» о строительстве завода по производству субстанций для готовых лекарственных форм на территории особой экономической зоны (объем инвестиций — 2 млрд руб.). Еще один проект анонсировал возглавляемый Аркадием Столпнером Медицинский институт им. Березина Сергея (МИБС). По словам представителей комитета, Институт планирует построить в городе новый центр лучевой терапии за 1,2 млрд руб.

Город также намерен подписать ряд соглашений по инфраструктурным проектам. В частности, соглашение с РЖД по развитию железных дорог в регионе. Как сообщал вице-губернатор Евгений Елин, речь идет о первом этапе реализации проекта по строительству высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» стоимостью 35 млрд руб.

Запланировано также подписание соглашения о начале строительства первого участка Восточного скоростного диаметра (инвестиции также — 35 млрд руб.). Как писали СМИ, реализацией проекта займутся ВТБ и ООО «Магистраль Северной столицы» (консорциум, в который входят «ВТБ Капитал», Газпромбанк, строительные компании Astaldi, Ictas Insaat и Mega Yapi).

Бумажные рекорды

Напомним, что правительство Петербурга каждый год подписывает на ПМЭФ десятки соглашений с инвесторами о сотрудничестве и реализации проектов на миллиарды рублей. Каждый год общее число подписанных соглашений оказывается рекордным. Так, в 2018 год на форуме было заключено 70 соглашений на рекордную сумму 267 млрд руб. Примечательно, что в городе более половины из них пока за минувший год не вышли из бумажной стадии и, скорее всего, не будут реализованы в заявленные сроки. Более того, часть проектов признана слишком дорогой для бюджета и поэтому нецелесообразной.

Так, из 70 петербургских соглашений на ПМЭФ-2018 почти половина относились к рамочным и не предусматривали конкретных договоренностей с бизнесом. Среди потенциально реалистичных проектов были соглашения в области строительства, медицины, транспорта, промышленности, территориального развития, ЖКХ.

Одним из самых крупных проектов, реализация которого была заморожена, стало строительство линии аэроэкспресса от Витебского вокзала в Пулково. Планировалось, что стоимость проекта составит 18,8 млрд руб., размер частных инвестиций — 8,8 млрд руб., более половины от общей суммы должен был вложить городской бюджет. Но такие расходы не вписались в объявленную Александром Бегловым кампанию по экономии бюджетных средств. Вопрос с доставкой пассажиров в аэропорт предложили решить за счет увеличения числа рейсовых автобусов.

В прошлом году в рамках ПМЭФ был подписан пул соглашений о строительстве новых трамвайных линий. Самый значительный объем вложений был предусмотрен в соглашении Смольного с ООО «БалтНеджСервис» (дочерняя структура АБЗ–1 и «Газпромбанка»), которое выиграло конкурс на строительство и эксплуатацию линии скоростного трамвая от станции метро «Купчино» до Славянки через поселок Шушары. Планируемая стоимость линии — более 34 млрд руб. Однако, как сообщили РБК в городском комитете по инвестициям, за год концессионное соглашение подписано не было.

Пока не продвинулось и соглашение с турецкой «Ренейссанс Констракшн» об участии в строительстве трамвайной ветки от станции метро «Южная» до Колпино на основе ГЧП. Только к концу 2019 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен разработать проектно-сметную документацию для этой трамвайной линии.

Похожим образом развивается ситуация вокруг соглашения с итало-турецкой IC ICTAS Insaat Sanayi ve Ticaret A. S. и Astaldi S.p.A. о создании линии легкорельсового трамвая от станции метро «Кировский завод» до Красного Села и проекта РЖД по расширению существующей железнодорожной ветки от станции метро «Старая Деревня» до Белоострова. На паузу поставлен проект компании «Вернисаж» по строительству автовокзала «Южный» в Купчино, а также проект строительства нового речного порта на деньги Евразийского банка.

Как следует из данных, предоставленных РБК комитетом по инвестициям Смольного, из всех проектов, анонсированных на прошлогоднем ПМЭФ, в активной стадии реализации находятся только восемь.

Эдуард Батанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечая на вопрос РБК Петербург о судьбе «зависших» проектов, отметил: «Мы стремимся к одному – увеличению инвестиций во всевозможные проекты. Но мы не являемся сторонниками погони за количеством соглашений. Соглашение о намерениях – это не более чем соглашение подумать. Соглашения нужны, когда все есть: есть инвестор и он понимает, во что и сколько он будет вкладывать. Дальше – история бизнеса: начать – не начать, взлетит – не взлетит. Поэтому мы всем открыты, но фетиша подписанных соглашений, наверное, быть не должно». 

От максимума до минимума

По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, дело не только в новой позиции городской власти, которая не стремится подписывать «вал» соглашений, но и в объективной экономической ситуации: у регионов не так много возможностей повлиять на решения инвесторов. По данным Александра Осина, аналитика «Фридом Финанс», ВРП в 2016-2018 годах растет медленно, в пределах 3% в год. «Развитие экономики сдерживает, в том числе, ужесточение фискальной и сохранение жесткой монетарной политики в стране. Процентные ставки по межбанковским кредитам сейчас на 15-летних максимумах, достаточность капитала банковской системы — на минимумах за последние 10 лет. Правительство повышает налоги, например, повышение пенсионного возраста также можно рассматривать как налог на инвестиции», — комментирует эксперт.

«Кредитная нагрузка регионов сейчас сравнительно высока, что ограничивает их возможности в введении налоговых «послаблений» для бизнеса и делает субъекты зависимыми в вопросах инвестирования от федерального центра», — добавляет Александр Осин.

Фарма и терминалы

По его мнению, точками роста в сложившихся условиях может стать производство фармацевтических препаратов. «В нынешних условиях, когда лидеры фармацевтического рынка в развитых странах могут испытывать сложности из-за роста процентных ставок и инфляции, мы наблюдаем оживление внутренних производителей в развивающихся странах», — говорит эксперт.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский уверен, что в Петербурге в ближайшие годы будут развиваться проекты, связанные со строительством инфраструктуры для экспорта различных товаров. «Например, нужны новые терминалы для перевалки удобрений, зерна, другой продукции. Требуется строительство новых трасс, железнодорожных веток для этих же целей. В связи с развитием и экспорта, и импорта будут развиваться проекты по созданию новых складских комплексов, особенно класса А», — отмечает он.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек