Санкт-Петербург и область, 05 июл 2017, 11:56

На российском авторынке наметился новый тренд

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

На российском авторынке формируется тренд на обновление корпоративных парков. Бизнес пользуется программами господдержки, чтобы заменить старую технику на новую, пусть и более дешевую. Параллельно набирает обороты лизинговый рынок — его доля в автопродажах неуклонно растет. Однако эксперты говорят, что в среднесрочной перспективе рост лизинга будет тормозиться необходимостью уплачивать НДС с лизинговых платежей и «устаревшей психологией клиентов».

Взлет после падения

В 2017 году российский авторынок начал постепенно восстанавливаться (после четырехлетнего падения). По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в мае увеличились на 14,7% и составили почти 125 тыс. машин. По итогам пяти месяцев 2017 года отечественный авторынок вырос на 5,1% до 577,5 тыс. автомобилей.

Позитивная динамика отмечается и в сегменте грузового транспорта. По информации аналитического агентства «Автостат», в мае 2017 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 5,6 тыс. единиц, что на 68,6% больше, чем годом ранее. По итогам пяти месяцев текущего года российский рынок новых грузовых автомобилей составил около 25 тыс. штук, что на 40% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

«Рост спроса в первом квартале текущего года подтверждает общий, умеренно позитивный прогноз по рынку на 2017 год, — говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владислав Рыдаев. — Ожидается, что отечественный автомобильный рынок вырастет в течение года на 4-7%».

На позитиве

Участники рынки подтверждают наметившиеся позитивные тенденции. «Продажи автомобилей растут на фоне постепенного улучшения экономической ситуации в стране. Рост ВВП РФ в январе-мае составил 1,3%, а в мае ускорился до 3,1%. Экономика демонстрирует устойчивые предпосылки для роста, поэтому рынок грузоперевозок восстанавливается. Чем больше производится товаров, тем больше необходимо автомобилей для их перевозки», — поясняет руководитель по маркетингу IVECO Алексей Слухай.

По его словам, в предыдущие годы из-за нестабильной ситуации и ослабления рубля, многие перевозчики приостановили программы обновления или увеличения парка. Нынешний год, по мнению Алексея Слухай, должен стать переломным с точки зрения замены старой техники. По данным компании, наиболее востребованными стали грузовые автомобили полной массой свыше 16 тонн. Впрочем, заметил Алексей Слухай, ограничения на использование грузовиков во многих крупных городах сместили акцент спроса в пользу легких коммерческих автомобилей. Этот сегмент также устойчиво растет относительно прошлого года.

Рост спроса на рынке грузовиков подтверждают и в ПАО «КАМАЗ». Как рассказал директор по корпоративным финансам и финансовому сервису компании Самат Саттаров, по итогам пяти месяцев реализация грузовых автомобилей этого производителя на рынке РФ выросла на 21%. «Основной рост продаж пришелся на новый модельный ряд. Наиболее востребованной техникой являются седельные тягачи, так за первый квартал 2017 года прирост по этому продукту составил 92%. Следуя тенденции рынка, руководство компании прогнозирует возможное увеличения плана продаж во втором полугодии текущего года на 2-3 тыс. автомобилей», — уточнил представитель компании.

Обдуманные траты

Параллельно с восстановлением авторынка набирают обороты продажи автомобилей в лизинг. Как говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), еще за 2015–2016 годы этот показатель вырос с 5 до 10%. «Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга», — поясняется в исследовании.

Увеличение спроса на автомобили в 2017 году станет ключевым фактором для дальнейшего роста лизинга автопродаж, считает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков. «В прошлом году у нас росли продажи по всем сегментам коммерческого транспорта. Простая и эффективная государственная программа субсидирования лизинга стала основным драйвером роста, поскольку у предпринимателей были опасения, относительного дальнейшего ее продления. В текущем году программы господдержки продлены, спрос на авторынке во всех сегментах, после длительного падения все же начал восстанавливаться, поэтому есть основания рассчитывать на увеличение темпов роста лизинга в автопродажах», — считает Андрей Волков.

Госпрограммы компенсируют потери в доходах лизинговых организаций, возникающие из-за предоставления скидки по уплате авансового платежа. «К примеру, машина стоит шесть миллионов рублей, — поясняет Андрей Волков. — Мы можем дать клиенту скидку в 10% стоимости, но не более 500 тыс. на грузовой автомобиль или легкий коммерческий транспорт российского производства. Далее заключаем договор лизинга, клиент вместо аванса, например, в 20% платит 10%. Мы же платим за машину поставщику все 100%. Льготные 10% «висят» на нас, мы ждем их компенсации от Минпромторга России. То есть, будучи проводником этой программы, мы финансируем скидку, и ждем компенсацию в течение 3-4 месяцев. Быть проводником этой программы это определенные операционные затраты, но они с лихвой компенсируются ростом объема бизнеса в целом».

Впрочем, в денежном выражении в сегменте легковых автомобилей показатель роста пока скромный — 35%. То есть, приобретаются более дешевые машины, самых массовых марок. В связи с ростом цен на автотранспорт клиенты начинают экономить, отказываются от премиальных машин, сокращают набор опций, пояснил Андрей Волков.

В грузовом сегменте ситуация иная, рассказывает представитель компании «Балтийский лизинг» — выбор у покупателей ограничен, набор опций, как правило, стандартный, экономить особо не на чем. Поэтому в денежном выражении объем лизинговых сделок с грузовиками вырос больше, чем в натуральном — на 62%, с легким коммерческим транспортом — на 60%, с автобусами — примерно на 40%. 

Справка

По данным Минпромторга, в рамках программы льготного лизингав 2016 году реализовано более 30 тыс. автомобилей на общую сумму свыше 50 млрд рублей. Объем предоставленных государством скидок составляет 5 млрд рублей и соответствует выделенному лимиту по финансированию программы из федерального бюджета. В 2017 году финансирование программы увеличено вдвое, до 10 млрд рублей, планируется реализовать 41,5 тыс. единиц техники.

Частный потенциал

В среднесрочной перспективе рост лизингового рынка автотранспорта возможен за счет привлечения частных клиентов, говорят эксперты. Сейчас развитие этого рынка тормозит необходимость уплачивать НДС с лизинговых платежей. То есть машина, взятая в лизинг, будет обходиться дороже на размер НДС с суммы лизинговых процентов, купленной за полную стоимость или в кредит. «Существенным стимулом роста продаж авто по лизинговым договорам могла бы стать отмена НДС на сделки, заключаемые с физическими лицами», — считает Владислав Рыдаев.

Однако серьезный рост рынка лизинга физическими лицами произойдет, когда у клиентов начнет меняться философия пользования автомобилем. «Модель владения уже замещается моделью использования, и авторынок не миновала эта тенденции, — говорит Рыдаев. — Это, несомненно выгоднее в финансовом плане, но пока не для всех привычно в психологическом».

Подробнее об обновлении корпоративных парков и автолизинге читайте в спецпроекте РБК+.

Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины