Бой в телевизоре: как продать российский спорт за границей
Петербургская компания — организатор поединков по смешанным единоборствам (бои без правил) M-1 Global создала собственный телевизионный канал и мобильную платформу. Эти решения сделали российские бои экспортным продуктом с перспективой распространения по всему миру, считает президент компании Вадим Финкельштейн. В разговоре с корреспондентом РБК Петербург он объяснил, как игроки спортивной индустрии осуществляют географическую экспансию с помощью оцифровки бизнеса, и почему единоборства экспортировать легче, чем футбол.
КЛИКАБЕЛЬНЫЙ СПОРТ
— На какую аудиторию собственных каналов трансляции вы рассчитываете?
— В этом году мы создали собственный домашний канал и заключили договоры с «Триколор ТВ», «НТВ Плюс» и другими операторами кабельного телевидения. Благодаря этому, мы вышли на аудиторию в 18,5 миллионов домохозяйств — это те, на чьих приемниках сейчас установлен канал. Телекомпании пошли на сотрудничество с нами, поскольку единоборства пользуются растущей популярностью, а мы проводим поединки звездных бойцов — таких, как Шлеменко, Харитонов — и, соответственно, обладаем всеми правами на трансляцию. Мы показываем и исторические бои — например, лучшие бои Федора Емельяненко, которые любители единоборств специально ищут. У меня за 20 лет работы собралось порядка 600 часов такого контента, еще только часть его оцифрована. Мы также снимаем авторские программы о спорте и о спортсменах — как они живут, тренируются, какие у них семьи. Это люди тоже охотно смотрят.
Сегодня мы вышли и на мобильные платформы — Android, iOS, в также специализированные платформы мобильного телевидения — Apple TV, Android TV. Пока канал скачали на мобильных телефонах более 200 000 раз, но потенциально «мобильная» аудитория гораздо шире тех 18 миллионов домохозяйств, которые я называл в применении к кабельному телевидению. Потому что мобильные платформы охватывают весь мир. И мы занялись оцифровкой контента с прицелом на всемирный охват.
— Любой спорт, получается, можно вывести на мировой рынок — и российский футбол можно сделать экспортным товаром с помощью мобильных приложений.
— Технически, можно, потому что любой спорт — это интернациональный продукт, который не чувствителен к языкам и границам, как балет. В большой футбол во всех странах играют по единым правилам — это контент, понятный без перевода. Другое дело, что, по статистке, его смотрят очень мало.
— Чемпионат, наоборот, проиллюстрировал невероятную популярность футбола.
— Это популярность во время чемпионата. Примерно половина зрителей, которые сейчас не отходят от телевизора, за последующие четыре года не включат ни одной футбольной трансляции. Футбол, как и баскетбол, — такие игры, которые смотрят только самые «продвинутые» фанаты, а другие — интересуются лишь счетом. Это спорт, в котором большинству важен результат, а не процесс. По этой причине, что тоже важно, никто, кроме профессионалов, не смотрит футбольный матч дважды.
Примерно половина зрителей, которые сейчас не отходят от телевизора, за последующие четыре года не включат ни одной футбольной трансляции.
А красивые бои пересматривают по несколько раз. Смотрят также подборки эпизодов — лучших нокаутов или лучших действий в защите. Наконец, российские бойцы всемирно известны и популярны. Поэтому мы и раньше работали за рубежом — я могу организовать бой хоть на Луне, если есть финансирование — но международная трансляция в интернете расширяет аудиторию компании в разы.
— Какие зарубежные рынки вам интересны?
— В частности, Индия и Китай. Там крайне популярны единоборства — причем там ценят и российских бойцов, и своих. И мы планируем в этих регионах растить звезд из бойцов с потенциалом и показывать их бои. Это даст хороший эффект для роста аудитории.
«В РОССИИ ДЕНЕГ НЕТ»
— На какую выручку от трансляций в интернете вы рассчитываете?
— Я заказал маркетинговое исследование с оценкой потенциального рынка, результаты не готовы. Недавно приходила компания с биржи, которая оценивает разные бизнесы, она оценила нашу компанию в 100 миллионов долларов — это сумма, которую мы могли бы выручить при продаже бизнеса сегодня. А компания UFC, не владеющая никакой физической инфраструктурой — только контентом, который она транслирует — недавно была продана за 4,2 млрд долл. Вот потенциал мирового рынка спортивных трансляций.
Я шел к этому рынку много лет. Нурмагомедов, Шлеменко, Волков стали звездами, а их первые бои, которые ищут фанаты, есть только у меня. Технически выйти на рынок спортивных трансляций просто. Сложно создать контент, защищенный правами на трансляцию, имеющий ценность — это невозможно сделать быстро.
— Как вы оцениваете динамику популярности смешанных единоборств в мире?
— Она стремительно растет, но не достигла пика. Я могу прогнозировать, что в 2020 году смешанные боевые искусства станут официально признанным в мире видом спорта, а в 2024 — 2028 годах их признают как олимпийский вид. Относясь к числу людей, которые над этим работают, я уверен в таком прогнозе.
— Недавно, говоря о коммерциализации спорта в нашей стране, вы сказали, что «в России денег нет». Что это значит?
— Билеты на соревнования не покупают так активно, как покупают их в Америке. Да, на чемпионате мира по футболу стадионы заполнены, но на рядовых матчах они полупустые. В США соревнования районного уровня собирают полные трибуны; люди привыкли болеть за свои небольшие местные клубы. Проблемы с популярностью влекут за собой трудности с деньгами — большой спорт в России не может прожить без финансовой поддержки государства.
О рынке трансляций и говорить нечего — у нас люди не приучены платить за контент, будь то фильмы или показы спортивных турниров. А телевидение? В США существует 4-5 общенациональных конкурирующих спортивных телеканалов, на которых люди круглосуточно смотрят спорт, и где много рекламы. А у нас есть один федеральный кабельный канал — «Матч-ТВ», и тот финансируется «Газпромом».
Проблемы с популярностью влекут за собой трудности с деньгами — большой спорт в России не может прожить без финансовой поддержки государства.
Впрочем, мы рассчитываем продавать наш контент, который пока бесплатно предоставляется зрителям, и в России. Думаю, потихоньку потребитель привыкнет платить. Но если за трансляции не заплатят здесь, то заплатят в США, Китае или Казахстане. Мы страхуемся от страновых рисков.
— Но вы открыли в этом году «М-1 Арену», которую не перенести ни в США, ни в Китай — она привязана к Петербургу. Говорят, что в России окупить спортивную инфраструктуру невозможно, и все проекты арен убыточны.
— Такие проекты, как наш прекрасный новый футбольный стадион («Санкт-Петербург Арена» — ред.). точно не окупятся при жизни одного поколения. Но бизнес вынужден строить скромнее, чем государство, поэтому я рассчитываю на окупаемость нашей площадки в течение 8 лет. Она вдвое дешевле в аренде, чем альтернативные арены, и она новая. В Петербурге современных площадок не хватает. Конечно, спортивная инфраструктура не дает такой выручки, как торговые центры, но обеспечить ее рентабельность можно.
Справка
M-1 Global - старейшая в России компания по организации соревнований MMA (Mixed Martial Arts), ведущая деятельность с 1997 года. Имеет офисы в России, Голландии, США, Корее, Японии и Украине. Основана в Петербурге Вадимом Финкельштейном. До 2011 года совладельцем компании был Сергей Матвиенко, сын Валентины Матвиенко, бывшего губернатора Петербурга. Весной 2018 года компания ввела в строй собственный спортивно-концертный комплекс «М-1 Арена», вместимостью до 3 тыс. зрителей, и выступает его оператором.