С петербургского рынка АЗС уходит крупный игрок
Финская компания Neste договорилась о продаже сети из 75 автозаправочных станций (АЗС) компании «Татнефть». Сделка связана с потрясениями на топливном рынке страны и приведет к монополии ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний) в отрасли.
На пике развития
Финская Neste продаст сеть из 75 АЗС и нефтяной терминал в Петербурге «Татнефти», говорится в совместном сообщении компаний. Это весь бизнес Neste в России. Как ожидают стороны сделки, она будет закрыта к концу 2019 года, после одобрения покупки российскими антимонопольными органами.
«Продажа российского розничного топливного бизнеса позволит нам сосредоточиться на наших стратегических приоритетах», — сказал президент и главный исполнительный директор Neste Питер Ванакер. Он пояснил, что Neste стремится стать мировым лидером в области решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла.
Сеть АЗС в течение пять лет продолжит работать под брендом Neste. Стоимость сделки стороны не раскрывают. По оценкам АО «Финам», она может составлять около 6 млрд руб. Директор по маркетингу сети АЗС «Фаэтон» Николай Королев предполагает, что 2 млрд руб. стоит только нефтяной терминал, а за весь актив «Татнефть» может заплатить более 10 млрд руб. По оценке Королева, Neste — один из флагманов петербургского рынка АЗС и уходит на пике своего развития.
«Бренд Neste пришел в Петербург в 1993 году одновременно со «Статойл» (Circle K) в Мурманске, его узнаваемость очень высока», — говорит генеральный директор ООО «Сёркл Кей Россия» Юрий Брянцев и добавляет, что перед новым владельцем стоит серьезная задача — сохранить уровень сервиса Neste. Сделать это будет сложно, считают на рынке. «Я был на заправках «Татнефти», компания провела ребрендинг, с сервисом сейчас все в порядке, но говорить о притягательности бренда для покупателя я бы не стал, пока это безликие заправки без выверенной концепции», — сказал РБК Петербург один из участников рынка.
Монополия холдингов
Юрий Брянцев ожидает, что сделка изменит существующее распределение долей рынка между текущими игроками и приведет к увеличению доли вертикально-интегрированных нефтяных компаний. «Вытеснение независимых АЗС будет стремительным», — подтверждает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. По его оценкам, благодаря сделке с Neste доля «Татнефти» в Петербурге увеличится с 1% до 11%, в Ленинградской области — с 6% до 15%. В целом доля АЗС, принадлежащая ВИНК, вырастет в Петербурге с 53% до 65%, а в Ленобласти — с 48% до 58%, подсчитали в НТС.
Павел Баженов считает уход Neste из России закономерным, так как российская топливная отрасль, по его словам, находится в регуляторных тисках, где, с одной стороны, государство ограничивает розничные цены в рамках инфляции, а, с другой — отрасль находится под давлением акцизов и других налогов, что делает любые инвестиции в нее бесперспективными.
«Увеличение доли ВИНКов — ожидаемое событие, так как реализация нефтепродуктов не приносит того дохода, какой приносит оптовая торговля нефтепродуктами. В результате ВИНК находятся в выигрышной позиции», — говорит Николай Королев. «По сути ВИНК могут спонсировать переработку и сбыт за счет экспортных доходов от продажи нефти, а независимые НПЗ и АЗС не имеют такого преимущества», — дополняет Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам».
Сейчас в число независимых АЗС в Петербурге входят сеть «ПТК» (144 АЗС), «Фаэтон» (32 АЗС) и «Сёркл Кей» (12 АЗС).
Лучше не будет
Neste — не последняя потеря для российского рынка, уверены участники рынка. «В группе риска все независимые компании без собственной нефтедобычи. Если текущая налоговая и регулятивная системы сохранятся, они обречены», — говорит Павел Баженов. Как ранее писал «Коммерсант», «Роснефть» ведет переговоры о покупке крупнейшего в Петербурге независимого топливного оператора — Петербургской топливной компании (ПТК).
Павел Баженов прогнозирует, что в среднесрочной перспективе вымывание независимых АЗС приведет к медленному и неуклонному повышению цен на бензин (так, АИ-92 «пробьет» психологическую планку в 50 руб. за 1 л в 2021 году) и увеличению доли АЗС ВИНКов до 70-75%. Затем произойдет сокращение числа АЗС, так как ВИНКи будут оставлять только рентабельные для них точки, убежден Павел Бажанов.