Эксперты: ОЭЗ не повысят конкурентоспособность портов Северо-Запада
Статус портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в рамках действующего законодательства невыгоден портам Северо-Запада, полагают эксперты. По словам генерального директора ОАО "Компания "Усть-Луга" Максима Широкова, для того, чтобы создание таких зон позитивно сказалось на развитии портов региона, в закон об особых экономических зонах необходимо внести ряд изменений, и компания уже направила свои предложения в соответствующие органы власти.
В частности, предлагается снизить порог объема инвестирования для получения статуса особой экономической зоны, разрешить работать в ней нерезидентам, а также ввести понятие портово-промышленной зоны. Именно такие зоны, по мнению М.Широкова, особенно перспективны. Без внесения указанных изменений в законодательство в компании "Усть-Луга" считают нецелесообразным приобретать статус ПОЭЗ для своего порта.
Скептически оценивает последствия приобретения статуса ПОЭЗ в нынешних условиях и генеральный директор Мурманского морского торгового порта Виктор Морозов. "Действующее законодательство, регламентирующее создание ПОЭЗ и деятельность ее резидентов, в настоящее время не дает четкого представления о том, как будут управляться и полноценно функционировать портовые зоны. Это создает неопределенность и обуславливает высокие риски по дальнейшему ведению бизнеса", - цитирует директора пресс-служба порта.
Как полагает В.Морозов, по большому счету, особого смысла в ПОЭЗ вообще нет, а стимулировать развитие портового хозяйства и повышать конкурентоспособность портовых услуг на мировом рынке можно, просто исправив существующие недочеты в государственном управлении и регулировании портовой деятельности.
"Произошло перераспределение взимания портовых сборов. В настоящее время за администрацией Морского порта Мурманск осталось право взимать корабельный сбор, а за мурманским филиалом ФГУП "Росморпорт", являющимся коммерческой структурой, — лоцманский, маячный и навигационный, - рассказывает В.Морозов. - Однако в соответствии с законодательством и практикой других морских держав эти сборы взимают не коммерческие предприятия и организации, а государственные, и на первом плане у них стоит задача повышения конкурентоспособности порта, а не получение максимальной прибыли".
"У нас же происходит все наоборот, - сетует эксперт. - Вместо обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в порту, основные средства от сборов направляются на покрытие расходов, связанных с содержанием коммерческих и полукоммерческих структур".
Недовольна деятельностью "Росморпорта" и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По ее словам, проблема заключается в том, что значительная часть доходов петербургского порта уходит из города, в то время как ФГУП "Росморпорт" выделяет недостаточно средств на реконструкцию причалов порта. По информации главы города, на эти цели выделяется лишь 32% средств, поступающих от деятельности петербургского порта.
"Состояние причалов порта оставляет желать лучшего, а наше предложение по включению их реконструкции в федеральную целевую программу не было поддержано", - посетовала губернатор. "Почему деньги, заработанные в нашем порту, уходят на финансирование других? Пусть они зарабатывают сами", - заявила она.
Между тем, по данным министра транспорта РФ Игоря Левитина, на развитие портов Северо-Запада до 2015г. планируется выделить 279 млрд руб., в том числе 76 млрд руб. – из средств федерального бюджета. Из всей этой суммы 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к портам региона.
Напомним, что на Северо-Западе России расположен ряд крупных морских портов: Большой морской порт Санкт-Петербурга, порт Приморск, специализирующийся на перевалке нефти, порты Выборг, Высоцк и Мурманск, Калининградский морской торговый порт, Архангельский морской торговый порт а также строящийся в Ленобласти порт Усть-Луга.