Санкт-Петербург и область, 05 авг 2008, 18:24

Эксперты: ОЭЗ не повысят конкурентоспособность портов Северо-Запада

Читать в полной версии

Статус портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в рамках действующего законодательства невыгоден портам Северо-Запада, полагают эксперты. По словам генерального директора ОАО "Компания "Усть-Луга" Максима Широкова, для того, чтобы создание таких зон позитивно сказалось на развитии портов региона, в закон об особых экономических зонах необходимо внести ряд изменений, и компания уже направила свои предложения в соответствующие органы власти.

В частности, предлагается снизить порог объема инвестирования для получения статуса особой экономической зоны, разрешить работать в ней нерезидентам, а также ввести понятие портово-промышленной зоны. Именно такие зоны, по мнению М.Широкова, особенно перспективны. Без внесения указанных изменений в законодательство в компании "Усть-Луга" считают нецелесообразным приобретать статус ПОЭЗ для своего порта.

Скептически оценивает последствия приобретения статуса ПОЭЗ в нынешних условиях и генеральный директор Мурманского морского торгового порта Виктор Морозов. "Действующее законодательство, регламентирующее создание ПОЭЗ и деятельность ее резидентов, в настоящее время не дает четкого представления о том, как будут управляться и полноценно функционировать портовые зоны. Это создает неопределенность и обуславливает высокие риски по дальнейшему ведению бизнеса", - цитирует директора пресс-служба порта.

Как полагает В.Морозов, по большому счету, особого смысла в ПОЭЗ вообще нет, а стимулировать развитие портового хозяйства и повышать конкурентоспособность портовых услуг на мировом рынке можно, просто исправив существующие недочеты в государственном управлении и регулировании портовой деятельности.

"Произошло перераспределение взимания портовых сборов. В настоящее время за администрацией Морского порта Мурманск осталось право взимать корабельный сбор, а за мурманским филиалом ФГУП "Росморпорт", являющимся коммерческой структурой, — лоцманский, маячный и навигационный, - рассказывает В.Морозов. - Однако в соответствии с законодательством и практикой других морских держав эти сборы взимают не коммерческие предприятия и организации, а государственные, и на первом плане у них стоит задача повышения конкурентоспособности порта, а не получение максимальной прибыли".

"У нас же происходит все наоборот, - сетует эксперт. - Вместо обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в порту, основные средства от сборов направляются на покрытие расходов, связанных с содержанием коммерческих и полукоммерческих структур".

Недовольна деятельностью "Росморпорта" и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По ее словам, проблема заключается в том, что значительная часть доходов петербургского порта уходит из города, в то время как ФГУП "Росморпорт" выделяет недостаточно средств на реконструкцию причалов порта. По информации главы города, на эти цели выделяется лишь 32% средств, поступающих от деятельности петербургского порта.

"Состояние причалов порта оставляет желать лучшего, а наше предложение по включению их реконструкции в федеральную целевую программу не было поддержано", - посетовала губернатор. "Почему деньги, заработанные в нашем порту, уходят на финансирование других? Пусть они зарабатывают сами", - заявила она.

Между тем, по данным министра транспорта РФ Игоря Левитина, на развитие портов Северо-Запада до 2015г. планируется выделить 279 млрд руб., в том числе 76 млрд руб. – из средств федерального бюджета. Из всей этой суммы 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к портам региона.

Напомним, что на Северо-Западе России расположен ряд крупных морских портов: Большой морской порт Санкт-Петербурга, порт Приморск, специализирующийся на перевалке нефти, порты Выборг, Высоцк и Мурманск, Калининградский морской торговый порт, Архангельский морской торговый порт а также строящийся в Ленобласти порт Усть-Луга.

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%