Санкт-Петербург и область, 05 сен 2013, 15:47

Эксперт: В Петербурге городская идентичность сильнее, чем в Москве

Власти Петербурга осваивают современные методы продвижения. Предпринимались попытки формирования туристического бренда города, сейчас Смольный заявил о создании инвестиционного бренда. Масштабные международные мероприятия, такие как экономический форум и саммит G20, теоретически также призваны продвигать бренд Петербурга. Специалист по брендингу городов Василий Дубейковский рассказал РБК, почему этого не происходит и для чего Петербургу нужна общая идея.
Читать в полной версии
Фото: vk.com

Власти Петербурга осваивают современные методы продвижения. Предпринимались попытки формирования туристического бренда города, сейчас Смольный заявил о создании инвестиционного бренда. Масштабные международные мероприятия, такие как экономический форум и саммит G20, теоретически также призваны продвигать бренд Петербурга. Специалист по брендингу городов Василий Дубейковский рассказал РБК, почему этого не происходит и для чего Петербургу нужна общая идея.

Василий, как, на Ваш взгляд, глобальные мероприятия - ПМЭФ и G20 - влияют на имидж Петербурга и продвижение бренда города?

Эти мероприятия, безусловно, влияют на имидж города, на то, как к городу относятся представители внешнего мира. Гости приезжают, подмечают какие-то минусы, но, скорее всего, восторгаются им. Но нельзя говорить, что это влияет на бренд Петербурга.

У Петербурга нет одной идеи, с которой бы он представлял себя на том же G20 и других мероприятиях. Сами мероприятия эту идею не создадут. Сначала бренд должен разрабатываться, потом он должен внедряться в жизнь города, чтобы эта идея жила не только на столбах, но и в умах жителей. Проходят уроки в школах, театральные постановки, как-то связанные с идеей, экскурсии. А потом уже начинается продвижение.

Насколько реально объединить петербуржцев такой идеей? И насколько реально ее продвигать, если для пожилых туристов важна, скажем, традиционная культура, молодежь едет за развлечениями, инвесторы ищут стабильности и предсказуемости? Не проще ли создать несколько отдельных брендов, как это пытается делать Смольный?

Это очень сложно. Все специалисты согласны, что чем больше город, тем сложнее ему создать бренд. В мире нет ни одного сильного общепризнанного бренда у города-миллионника. А Петербург - гигантский город и по европейским масштабам, и по мировым.

Учитывая, сколько существует разных целевых аудиторий, хороший бренд города является неким "зонтиком". Это выбор такой идеи, которая нам близка, но при этом максимально абстрактна - вдохновение, доброта. Такой бренд можно преломлять в различных направлениях: для молодежи, для пенсионеров, для туристов, для инвесторов.

Зачем это нужно с точки зрения коммуникации? В рамках старой парадигмы есть власть, которая зафиксировала за собой информационные каналы, контролирует, распространяет определенные сообщения.

Сегодня эта схема уже не работает. Каждый из нас является точкой контакта с брендом своего города. Ребенок поехал в пионерлагерь, кто-то поехал в командировку, к кому-то приехали гости. Если бы у пяти миллионов петербуржцев был общий бренд, если бы они приняли его, каждый из этих пяти миллионов рассказывал бы миру о городе, используя что-то одно. Если бы так происходило каждый день, фантастическая была бы сила в плане продвижения Петербурга.

Чего еще не хватает Петербургу для эффективного продвижения, помимо единой идеи?

Бренд эффективен, когда есть бренд-менеджмент. Нужна организационная структура, которая будет по-новому, с новым подходом пытаться управлять коммуникацией. У нас в России всего на двух территориях есть бренд-менеджеры: у города Добрянка и в Калужской области.

Еще нужна статистика. У нас катастрофа со статистикой. Должны быть профессионалы, которые бы замеряли динамику и находили, что на что влияет. Если пообщаться с людьми, которые создают бренды для продуктов питания, они расскажут, как сложно замерить эффективность того или иного инструмента.

А лично у вас с чем ассоциируется Петербург?

Ну, я оттуда супругу увез. А вообще, наверно, как у всех: единый архитектурный ансамбль, красота. Он "гулятельный" - для меня как москвича это очевидно и это плюс. Он дождливый, не всегда позитивный. Он очень особенный.

В Петербурге очень сильна городская идентичность, то есть глубина чувств и эмоций жителей по отношению к городу. Иван Ургант в каждой второй передаче вставляет что-нибудь про свой город. Он делает это не потому, что ему Смольный заплатил, а потому, что он искренне любит свой город. Жители всех городов, я уверен, любят свой город. Но у Петербурга, в отличие от многих других, эти чувства на поверхности. По этому признаку Петербург ближе к созданию бренда, чем многие другие города.

С другой стороны, Петербург мне видится очень консервативным городом. Он хранит традиции. Можно выделить целый пласт петербуржцев, петербургской интеллигенции, который постоянно обращается к властям для сохранения того, что было.

Петербург, если его сравнивать с Москвой, гораздо ближе к понятию "город" - как некой общности с едиными ценностями. Москва - это мегаполис, это несколько городов. Если ты живешь в Бутово и живешь на Садовом кольце - это разные вещи. В столице практически никто не знает хотя бы одного почетного жителя Москвы. Я думаю, в Петербурге знают. Возможно, Петербург даже можно назвать самым крупным городом России.

Далеко не все ассоциации с Петербургом позитивны. Вы сами назвали дождь, а есть еще "Петербург Достоевского", мрачный, тяжелый. Можно ли создать бренд из негатива?

Мир не делится на черное и белое, это вопрос восприятия. Жители Сахары не расстроятся оттого, что тут дождливо. Возможно, есть какие-то вещи, которые Петербургу кажутся не очень хорошими, но их можно преломить так, что всем понравится.

К примеру, у нас считается, что Пушкин главный, а в мире первое место в ассоциациях с Россией - это Достоевский. И это имя как некий магнит, безусловно, фантастический ресурс для Петербурга.

Знаете, какая, скорее, может быть проблема у Петербурга? Ему нужно будет удивлять. У Петербурга очень низкий уровень внутреннего туризма, хотя он является одним из самых популярных российских городов. Одно дело, ты приехал, увидел памятник Петру, Заячий остров, Эрмитаж, которые ты видел в учебниках истории, и просто подтвердил свои ожидания. И совсем другое - увидеть то, чего ты раньше не видел. Петербург, чтобы увеличить динамику турпотока, должен найти, чем удивлять. И не замыкаться на то, как мы сами видим Петербург, а изучать, как его видит и хочет видеть внешний мир. Но это если говорить про туризм, а не бренд в целом.

А в целом, я думаю, можно только позавидовать тем, кто сейчас решает эти вопросы в Петербурге. Это колоссальные задачи, очень интересные. Мало кто в мире решает, как пятимиллионнику жить с туристами и инвесторами.

Беседовала Мария Летюхина

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей