Санкт-Петербург и область, 05 ноя 2020, 16:03

Отказ для 98,5%: почему петербуржцы не могут обанкротиться

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

В Петербурге спустя два месяца после введения процедуры упрощенного банкротства для физлиц соответствующие заявления подали 260 должников. Воспользоваться упрощенной процедурой смогли всего 4 человека (1,5%), остальные 256 (98,5%) — получили отказ, сообщили РБК Петербург в «Юридическом бюро № 1» со ссылкой на данные Единого федерального реестра сообщений о банкротстве (ЕФРСБ).

Опрошенные РБК Петербург юристы объясняют аномально низкий процент принятых заявлений активной работой недобросовестных юристов и низкой юридической грамотностью заявителей.

Региональные особенности

Формально подать заявление о своем банкротстве, бесплатно и без суда могут россияне с долгами от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. Данная процедура заработала с 1 сентября этого года на территории всей России. В Петербурге, однако, воспользоваться этой услугой оказалось непросто. Процент удовлетворенных заявлений в городе (1,5%) оказался даже меньше результатов в соседней Ленобласти, где за тот же период вернули 141 заявление (89%) и 17 (11%) — приняли. В Москве отказы получили 265 заявителей и было 18 возбуждено дел (6,4%).

В целом по стране, по данным Единого федерального реестра сообщений о банкротстве (ЕФРСБ), заявления о внесудебном банкротстве подали 3720 россиян. Из них только 913 человек смогли начать внесудебную процедуру банкротства. Заявления о признании гражданина банкротом вернули 2807 заявителям, то есть в среднем по стране удовлетворяется только 25% заявлений.

«Навязать услуги»

Юристы, которые проанализировали для РБК Петербург данные ЕФРСБ, объясняют аномально низкий процент принятых заявлений активной работой недобросовестных юристов. «Сейчас компании массово рекламируют упрощенное банкротство, юристы подают заявления за всех подряд либо с целью получить деньги за услуги (юристов-мошенников в сфере кредитного права и банкротства достаточно много), либо с целью в дальнейшем навязать свои услуги по обычному банкротству», — рассказала генеральный директор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова.

По ее словам, компании предлагают услугу оформления заявления по упрощенному банкротству дёшево или почти даром с расчетом на то, что если упрощенное банкротство не получится, то и в дальнейшем клиенты будут работать с ними по обычному банкротству.

«Если ничего не осталось»

Действительно, документов, которые соответствуют требованиям процедуры внесудебного банкротства, немного, подтвердил РБК Петербург начальник отдела по работе со СМИ СПБ ГКУ «МФЦ» Виталий Симонов. «За первый месяц мы приняли только одно заявление — и заявитель был внесен в реестр ЕФРСБ. Проблема в том, что граждане, которые обращаются к нам с уверенностью, что могут списать долги, не знают, что есть нюансы. Важное условие для внесудебного банкротства — закрытое исполнительное производство. Когда служба судебных приставов установила, что у гражданина нет ничего: ни имущества, ни денег, которые можно списать в счет долгов. Если исполнительное производство остается открытым, то заявитель не подходит под критерии, которые указаны в законе об упрощенном банкротстве», — пояснил он.

Руководитель практики банкротства адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Анна Маджар предполагает, что сложности со сбором документов могут возникать в связи с тем, что попасть на прием в службу судебных приставов сложно, из-за коронавируса ведомство ввело ограничения на личный прием граждан.

Виталий Симонов рассказал, что сейчас в МФЦ очень много обращений за консультациями не от самих должников, а от сотрудников юридических компаний. «Очевидно, они собираются работать по этой процедуре и выясняют все детали правильной подачи документов. Затем они выступают в роли посредников и берут с должников деньги за свои услуги, часто достаточно приличные», — отметил он.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать