Санкт-Петербург и область, 05 дек 2017, 17:59

Барьер в голове: почему в Петербурге закрывают лучший бизнес-инкубатор

Читать в полной версии
(Фото: Университет ИТМО)

Вузовские бизнес-инкубаторы в том виде, в котором они существуют сейчас в России, малоэффективны. Так прокомментировали эксперты закрытие бизнес-инкубатора Университета ИТМО в Петербурге. По словам опрошенных РБК Петербург экспертов, в вузе вовремя поняли бесперспективность работы структуры и решили изменить ее формат.

Неполноценный бизнес

Бизнес-инкубатор Университета ИТМО был создан в 2012 году. В 2016 году его резиденты привлекли более 100 млн рублей инвестиций и грантов. В прошлом году аналитическая компания UBI Global признала его вузовским бизнес-инкубатором года, а в 2017 году Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вручил ему премию «Инкубатор года».

О том, что бизнес-инкубатор ИТМО будет закрыт, стало известно сегодня. Вместо него в вузе будет создана новая структура, которая, в отличие от бизнес-инкубатора, не будет предоставлять резидентам площадку, а займется только акселерацией проектов, объявил на форуме «Экосистема инноваций», который проходит в Сочи, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

«Университет не ведет полноценный бизнес, он не промышленная корпорация, он не выпускает полностью готовый коммерческий продукт, но создает условия для того, чтобы бизнесы и продукты на базе научного потенциала росли и развивались силами человека, который является важнейшим элементом экосистемы», — приводит пресс-служба вуза слова Васильева.

При этом, по его словам, университет ИТМО будет поддерживать и развивать акселерацию вузовских проектов. «Основной барьер на пути создания стабильного потока качественных инновационных проектов в экосистеме университета — это когда университет берет на себя роль, которую не должен брать, и инвестирует ресурсы неправильно. Этот барьер сидит в голове. Университеты должны заниматься своей миссией, а не замещать инновационную инфраструктуру и промышленный сектор», — отметил Васильев.

Поясняя слова ректора, пресс-служба университета сообщает, что при ИТМО сохранится акселерационная программа Future Technologies (FT), через которую с момента ее старта в 2015 году успели пройти более 50 проектов в сферах IT, медицины, пищевых технологий, биологии, химии, инновационного производства и других. Около 20 проектов уже «получили инвестиции и имеют продажи». Останется также и ITMO.REGIONS — межрегиональная сеть стартап-школ.

Future Technologies

В рамках FT проекты в течение 3-5 месяцев проходят путь от первичного прототипа до MVP (минимально ценного продукта), прорабатывают стратегию выхода на рынок, привлекают инвестиции и совершают первые продажи.

Уход от консерватизма

Всего в Петербурге, по данным комитета по инвестициям, кроме бизнес-инкубатора ИТМО, работают еще четыре бизнес-инкубатора: городские Первый городской инкубатор и «Ингрия», бизнес-инкубатор при технопарке «Смоленка» и бизнес-инкубатор при СПбГЭУ.

Вузовские бизнес-инкубаторы в том виде, в котором они существуют сейчас в России, малоэффективны, и в ИТМО это понимают, говорит основатель и CEO 4xxi Евгений Смирнов. Поэтому, по его словам, в вузе решили уйти от консервативной модели, когда компании размещаются в инкубаторе и на 30-50% принадлежат университету, к акселерационной модели, когда компании не размещаются в инкубаторе, но проходят там программу роста. Причем получать такие услуги смогут не только официально зарегистрированные резиденты, как в бизнес-инкубаторах или Сколково. Акселераторы тоже часто становятся совладельцами бизнеса растущих компаний, но всего на 3-10% — это оставляет старт-апам более широкие возможности для привлечения инвестиций, отмечает он.

«Одна из наших компаний прошла акселерационную программу во ФРИИ и остались ей крайне довольны, фактически мы ускорились года на два», — говорит Леонид Комиссаров, основатель сервиса облачного документооборота для ресторанов DocsInBox. По его словам, большое преимущество ФРИИ — сильная экспертная поддержка, наличие большого числа консультантов из бизнеса. Вряд ли вузовские преподаватели, не имеющие практического опыта в бизнесе, способны обеспечить такую экспертизу, считает он.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе