Санкт-Петербург и область, 06 янв 2015, 10:10

Российской туристической отрасли угрожает новый кризис

Компании-банкроты, возвращаясь на рынок, приносят в новые секторы прежние методы.
Читать в полной версии
Фото: из личного архива

Корреспондент РБК Петербург спросил у председателя Торгово-промышленной палаты Ленобласти Ольги Смычковской о том, что сейчас происходит в туристической отрасли и как турфирмы справляются с кризисом.

Ольга, кризис в туристической отрасли прошедшего года ознаменовался шумным банкротством крупных турфирм. Есть данные о том, что они возвращаются на рынок под другими названиями. У вас есть такая информация?

Да, и компания "Атлас", которая ушла, и "Верса", и другие — они все присутствуют на рынке. Они вписались в модный тренд — туры по России. И теперь переносят методы, которые использовали в чартерных выездных турах, используют во внутренних турах. Есть риск, что там будет вторая волна туристического кризиса.

Наши партнеры по речным круизам сообщают, что цены, которые до последнего момента они могли держать, встречая иностранных туристов, они уже держать не могут. Фактически, бывшие банкроты демпингуют на рынке въездного туризма.

А что происходит с выездным туризмом?

Возникшая паника после ухода ряда крупных операторов улеглась. Кризис доверия, который чуть не убил отрасль и ударил по многим компаниям, которые честно работали на рынке, потихоньку уходит в прошлое. Те, кто остались и пережили все это, получили дополнительный бонус доверия.

Изменилась структура спроса. Практически полностью исчез средней сегмент. Если раньше 15-20% туров, которые у нас покупали, были действительно дорогие туры — свыше 0,5 млн рублей на человека, небольшое количество совсем недорогих предложений, вроде круизов по акции за 300 евро, а остальное занимали туры за 150-200 тыс. рублей. Теперь средний сегмент ушел частично к турам за 300 евро, частично ушел совсем.

Здесь дело уже не в кризисе доверия, а в том, что именно этот сегмент пострадал от кризисных явлений в экономике. Учитывая ограниченные финансовые возможности людей, на фоне истерии с валютами деньги, отложенные на туры, пошли на то, чтобы поменять домашнюю технику или купить машину. Впрочем, совсем люди от отдыха не откажутся, поэтому мы рассматриваем снижение в среднем сегменте не как потерю, а как отложенный спрос.

Как турфирмы справляются со спадом?

Делаем недорогие предложения, которые могут быть интересны рынку. Они приносят меньшую прибыль, но зато пользуются спросом. Оптимизируем расходы. Приходится временно отказываться от части персонала. Мы также пересмотрели довольно сильно расходы на привлечение клиентов. На фоне общей истерики сначала из-за банкротства турфирм, потом из-за курса евро нам показалось, что давать масштабную рекламу в интернете, как раньше, сейчас бессмысленно. Мы переориентировали рекламный бюджет с привлечения новых клиентов на поддержание клиентской базы.

Есть еще один момент. Кризисные явления продолжаются, не самые успешные компании продолжают принимать решения об уходе с рынка. Это уже не так заметно, потому что эти компании никого не "кидают", они отправляют своих последних клиентов и спокойно уходят. Происходит "естественное сокращение популяции", которое влияет на количество клиентов у оставшихся компаний.

Рост курса евро как-то повлиял на рынок въездного туризма? Увеличился ли турпоток в Россию?

Нет. За рубежом идет "информационная накачка" против России. Наши партнеры в Италии, в Нидерландах об этом говорят. Я знаю, что была снята часть групп из тех, что ездят к нам постоянно каждое лето и всегда бронируют большой объем номерного фонда. Кроме того, туристическая инфраструктура в России либо отсутствует, либо оставляет желать лучшего.

Что касается внутреннего туризма по России, его развитие будет зависеть от мер, которые государство будет принимать по его развитию. Есть тренд к тому, чтобы его поддерживать. В Ленобласти власти ремонтируют дороги, вкладывают бюджет в реновацию отдельных мест. Но если мы хотим, чтобы операторы инвестировали в развитие этого направления, в первую очередь должна появиться дестинация, во вторую — ее информационная поддержка. И затем, чтобы операторы могли вложить деньги в эти дестинации и в перспективе платить налоги региону, надо, возможно, задуматься об обременениях, которые сегодня лежат на компаниях.

Так, мы давно предлагаем изменить механизм страхования туристической отрасли. Страховать необходимо каждую путевку. Сейчас финансовые гарантии туроператоров составляют минимум 30 миллионов рублей и зависят от выручки, которую можно считать по-разному. Взносы в "Турпомощь" вообще не дифференцированы - 110 тысяч рублей для каждого оператора. По нашему мнению, размер страхового взноса вместе со взносом в "Турпомощь" должен составлять порядка 0,5% от общей суммы договора.

Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Как напечатанное оружие стало глобальной угрозой
Pro
Продавать на маркетплейсах станет дороже. Причина — налоговая реформа
Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма
Pro
Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Как сделать годовой отчет, который оценит инвестор: 6 неочевидных советов
Pro
«Тут доходы, здесь личностный рост»: как пробить «стеклянный потолок»