Санкт-Петербург и область, 06 янв 2023, 16:04

Снова нужные: могут ли «взлететь» петербургские производства одежды

Спрос толкает индустрию производства одежды вверх — только неуверенность инвесторов мешает ей серьезно «разогнаться».
Читать в полной версии
Фото: Каравашкин Павел/PhotoXPress.ru

О производстве одежды как об индустрии в России, и, в частности, в Петербурге, уже начали забывать: стало общим местом, что шить, даже под российскими брендами, лучше в Китае или в Турции. От собственных производств российские продавцы одежды почти полностью отказались. Однако в 2022 году, после массового ухода зарубежных фешн-брендов, сохранившиеся предприятия легкой промышленности оказались востребованными. РБК Петербург выяснил у петербургских игроков легкой промышленности и экспертов, станет ли форс-мажор ушедшего года стимулом для возрождения индустрии.

Две части легкой промышленности

Общий объем инвестиций в основной капитал предприятий легпрома в январе — сентябре 2022 года, по данным Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), составлял более 380 млн руб. Рост, превышающий 70%, наблюдается у многих городских предприятий легкой промышленности, сообщает комитет. Это связано с увеличением спроса на одежду со стороны торговых сетей, где доля отечественных поставщиков в ассортименте в 2022 году существенно выросла.

Более 380 млн руб. вложили инвесторы в основной капитал предприятий петербургского легпрома в январе — сентябре 2022 года.

В Союзе производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) к данным комитета добавляют, что петербургский легпром делится на две части: одна работает на госзаказ и гособоронзаказ, другая — на потребительский рынок. По мнению исполнительного директора СПИЛП Светланы Молчановой, рост был и у тех, и у других. «Предприятия, работающие на госзаказ, часто выпускают продукцию по упрощенной схеме, то есть продукцию, не нуждающуюся, например, в цифровой маркировке, — говорит Светлана Молчанова. — А компании, работающие на потребительский рынок, несут всю полноту затрат, связанных с маркировкой, финансовых и трудовых. Но в конечном счете эти предприятия также демонстрируют рост по итогам года».

В Петербурге работают более 20 крупных и средних предприятий легкой промышленности, а также субъекты малого предпринимательства. Среди компаний отрасли — ЗАО «НПО Специальных материалов», ГК «Леди Шарм», ГК «Помпа», ООО «Миаком СПб», ООО «НЕВА ТАФТ», ОАО «ПНК им. Кирова», АО «БТК групп», ООО «НПФ «Техинком», ЗАО «Трибуна», АО «ПТК «Модерам», АО «Кожа», ООО «Рассвет» и другие.

Никакого застоя

«Никакого застоя в этом году не было: открыли три новых магазина, готовимся открыть еще шесть. Общий рост производства — и нашей фабрики в Гатчине, и экспериментального цеха в Петербурге — составил 30%, — говорит Валентина Миронова, основатель группы компаний Lady Sharm. — В 2022 году мы обновили производство, поменяли большое количество машин, они уже с электроникой, скоростные, универсальные, с автоматическими строчками, стоят по 800 тыс. руб. и более. В феврале этого года закупили большое число запчастей», — рассказывает Валентина Миронова.

Она добавляет, что к большему росту легпрома привело бы снижение арендной платы за площади в ТЦ, желательно вдвое. «Мы открыли бы больше магазинов, выпустили бы больше товаров, заказав в два раза больше тканей, — поясняет Миронова. — При существующей арендной ставке в ТЦ мы этого сделать не можем». По ее мнению, региональные власти могли бы воздействовать на политику торговых центров, стимулируя их к снижению арендных ставок.

Свободное пространство

Известная российская марка верхней одежды сегмента «средний плюс» Pompa производится на собственном предприятии в Петербурге. Продукция под этим брендом представлена более чем в 40 магазинах, открытых по франчайзингу. В этом году сеть приросла еще двумя магазинами, а основатель и генеральный директор компании Pompa Николай Хохряков говорит, что рано подводить итоги года — пик спроса на верхнюю зимнюю одежду приходится на ноябрь и декабрь, поэтому продавцы еще имеют шанс увеличить итоговые показатели по выручке. Однако уже сейчас Хохряков оценивает годовой рост производства своей компании в 4–5%. «Если бы западные марки не ушли, — уверен Николай Хохряков, — у нас было бы падение. А так есть небольшой рост». Потенциальные партнеры интересуются покупкой франшизы компании, но выжидают (прежде всего улучшения геополитической обстановки) и следят за курсом рубля.

Некоторые производители одежды в Петербурге работают под итальянскими брендами — например, Anna Verdi. У одноименной компании российское производство и 15 магазинов в торговых центрах города, опт и франчайзинг. Здесь оценивают рост производства в 2022 году примерно в 30%.

Бег с препятствиями

Впрочем, участники рынка называют и ряд факторов, которые ограничивают рост отрасли. Одним из главных является нехватка квалицированных кадров, рассказывают участники рынка. «В нашем сегменте (у компании международный уровень ААА, что означает пошив люксовой одежды. — Прим. ред.) сложно производить, — говорит Николай Хохряков, — прежде всего из-за отсутствия кадров. Нет швей и технологов. Утрачен престиж рабочих специальностей. Все хотят в блогеры и эсэмэмщики. Молодежь до 35 лет живет неплохо не работая. Это общемировая тенденция, но нам она мешает».

На предприятии Pompa швею обучают целый год, поэтому быстрое пополнение штата обеспечить трудно. Сейчас, как и другие петербургские предприятия легпрома, компания планирует завозить швей из других стран.

На фабрике «Леди Шарм» уже работают 25 швей из Индии, причем мужского пола. Компания готовится привезти еще десятерых. Кроме того, Lady Sharm год обучала швей из Узбекистана. Еще один шаг в сфере кадровой политики — строительство общежития для рабочих в Гатчине. «Хотя машины автоматизируют труд персонала, все равно они не заменяют операторов. Поэтому мы даже ученикам платим минимальную зарплату — 22 тыс., только бы они учились», — говорит основательница Lady Sharm.

Председатель КППИТ Кирилл Соловейчик добавляет, что город инициировал программу «Профессионалитет», которая направлена в том числе на подготовку кадров для легпрома на базе петербургских колледжей. На реализацию программы из бюджета выделено 100 млн руб.

100 млн руб. выделил бюджет Петербурга на реализацию программы подготовки кадров для легкой промышленности.

Малые формы

У дизайнеров, которых, вероятно, пока не учитывает статистика, дела обстоят несколько иначе. «Роста в нашей компании не наблюдаю, падения тоже. Судя по заявлениям наших чиновников, впереди инфляция, стагнация и экономический кризис, сопоставимый с 2008 годом. Но я постоянно инвестирую в производство собственные средства», — говорит дизайнер Ася Когель, основательница Модного дома KOGEL.

Дизайнер Екатерина Смолина, основательница одноименного модного дома (производство верхней одежды, бутики, интернет-магазин), рассказывает, что рост производства и продаж компании в 2022 году составил 10%. «Рост мог бы быть больше, — говорит дизайнер, — если бы не закрыли «Инстаграм», который был нашей основной площадкой для продвижения. Все, что нам осталось, — это сарафанное радио и инфлюенсеры. Закупать рекламу на Яндексе для нас очень дорого, потому что запрос «купить пальто» — один из самых частых и потому дорогих».

Делая прогнозы на следующий год, участники рынка ожидают, что обстоятельства, обеспечившие рост отечественному легпрому в последние несколько месяцев, будут сохраняться и в следующем году. Это должно добавить решительности потенциальным инвесторам, полагает Николай Хохряков. «Рост в отрасли в следующем году может составить 20–25%, — прогнозирует он. — Сейчас люди выжидают, не делают инвестиций, к которым в принципе готовы».

Специальные проекты

Индекс промышленного производства в категориях «производство текстильных изделий», «одежда» в течение нескольких лет существенно опережал Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт-Петербурга по всем отраслям, отмечают в КППИТ. Сейчас продукция петербургских предприятий стала активнее поставляться в другие регионы России в связи с уходом ряда иностранных брендов.

По словам Кирилла Соловейчика, в отношении легкой промышленности «правительство города реализует как комплекс общих для всех отраслей промышленности мер поддержки, так и специальные проекты». Один из специальных — проект «Петербургский дизайн». Предприниматели получают возможност ь продавать свою продукцию в новой для себя нише — в торговых комплексах, считают в КППИТ. При этом аренда помещений и большая часть других затрат оплачивается городом, рассказывает Соловейчик.

В дальнейшем в Комитете по промышленности планируют выдавать цифровые сертификаты на услуги контрактного производства — мелкие предприятия смогут заказывать пошив партий изделий на крупных производствах, а заплатит за это город.

Pro
Правда ли, что психика современной молодежи более хрупкая — New Scientist
Pro
Зачем Баффету $277 млрд кэша и есть ли у него особое чутье на кризис
Pro
Какие 5 инструментов могут заменить Miro
Pro
Еще и мощный антидепрессант: нечаянное открытие ученых Гарварда о кофеине
Pro
Какие офисы в Москве еще поднимутся в цене
Pro
«Классический пузырь». Что будет с ценами на жилье в России до конца года
Pro
Чем грозит Западу отказ России от поставок урана, титана и никеля
Pro
Что обвал Brent значит для экономики России