Финал «Усть-Луги»: драйвер Ленобласти меняет обличье
Правительство Ленобласти, как сообщил журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, согласно с тем, что ОАО «Компания Усть-Луга» выполнила свою задачу, ради которой она была создана. Соответствующее решение принял Совет директоров компании 3 февраля. Оно гласит, что «фактически завершен заключенный в 2000 году с Министерством транспорта государственный контракт по созданию порта в Лужской губе Финского залива…».
Обеспечив создание всей необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры, включая автомобильные, железнодорожные и морские подходы, компания создала условия для образования многофункционального морского порта, который стал сейчас самым крупным по грузообороту портом в Балтийском море, обогнав Большой порт Санкт-Петербурга и даже немецкие и скандинавские порты. Для реализации завершающей стадии проекта Совет директоров назначил нового генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» - Викторию Федорову (она регистрировала компанию при ее создании в 1992 году).
Распродажа активов
В.Федоровой предстоит исполнить решение Совета директоров о юридическом завершении контракта с Минтрансом и «поэтапном сворачивании деятельности компании», как выразился губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, сам являющийся членом Совета директоров. «Сворачивание» будет происходить по двум направлениям. В рамках первого начнется распродажа активов компании.
По словам председателя Совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, у компании остались только объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. «Кстати, гарантию по кредиту ВТБ в сумме 600 млн руб. мы давали не компании ТЛК на строительство МПК «Юг-2», как ошибочно пишут СМИ, а ОАО «Компания «Усть-Луга»» на развитие общепортовой инфраструктуры – водоснабжения, канализования, электроснабжения, дорожной сети, связи», - уточнил губернатор Дрозденко. «Для всех соответствующих инфраструктурных компаний после завершения в течении 2015 года проводимого сейчас аудита будут оформлены свидетельства о собственности, откадастрированы земельные участки. После этого компании будут проданы заинтересованным инвесторам», - сообщил В.Израйлит. Также, по его словам, будут реализовываться акции дочерних предприятий компании. «Самая главная задача – выполнить все наши обязательства перед инвесторами и кредиторами», - заявила В.Федорова.
Продавать свои доли в порту собирается, по словам губернатора Дрозденко, и Ленобласть. «Потому что это не свойственная для нас функция – напрямую участвовать в бизнесе. Мы это делаем только на начальном этапе развития проектов – для их поддержки», - пояснил губернатор. Он сообщил, что правительству региона принадлежит 20% акции ОАО «Компания Усть-Луга» и 20% акций ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК – холдинг, включает «Морской торговый порт Усть-Луга», «Усть-Лужский складской логистический центр» и «Порт Усть-Луга транспортная компания»), в собственности которого находится МПК «Юг-2» и основные технические средства, обеспечивающие его работу. Правда, Ленобласть не будет торопиться с продажей своих акций. «Сейчас не лучшее время для этого, - резонно заметил А.Дрозденко. – Окончательное решение мы примем исходя из экономической конъюнктуры. Мы дождемся стабилизации ситуации в экономике, готовы ждать и до 2016, и до 2017 года. Ранее мы планировали заработать на пакетах сумму в диапазоне 600 – 900 млн руб.».
Долги обещают отдать
Выручка от продажи активов компании пойдет в том числе на уплату ее долгов. «Активов вполне достаточно для того, чтобы рассчитаться с кредиторами и я думаю, что так и произойдет», - уверен губернатор Ленобласти. «Долг компании на сегодняшний день составляет свыше 1 млрд рублей и вполне покрывается стоимостью активов, созданных на эти деньги», - добавил В.Израйлит.
Правда, не факт, что компании удастся расплатиться по всем долгам вовремя. «Наиболее сложный вопрос – это выстраивание взаимоотношений по текущим платежам между компанией и Банком ВТБ, -- считает А.Дрозденко. – Возможна реструктуризация в более оптимальном режиме того кредита, который компания взяла». Однако В.Израйлит уповает на хорошую кредитную историю своей компании: «Надо понимать, что это не операционная компания, получающая ежедневную выручку. Мы реализовываем активы и за счет этого гасим взятые на себя обязательства. За 15 лет мы взяли достаточно много кредитов, в том числе, в том же ВТБ, причем, на гораздо большие суммы, например, на строительство нефтебазы, в котором мы участвовали. И компания всегда вовремя рассчитывалась со всеми своими кредиторами и никогда не имела проблем с ликвидностью. Я думаю, что мы справимся с ситуацией и в этом году. На встрече представителей Компании, ВТБ и правительства Ленобласти были согласованы основные положения мирового соглашения».
Что касается формального убытка в 2013 году на сумму в 600 млн рублей, то В.Израйлит объяснил его чисто техническими обстоятельствами: «Мы были вынуждены показать этот чисто технический убыток, но сейчас он компенсирован. 2014 год мы закончили с прибылью». По его словам, проблемы есть только с банком ВТБ – другие кредиторы претензий не предъявляют. Более того, он исполнен оптимизма: «Мы надеемся, что после реализации всех активов и погашения долгов у нас останутся средства для выплаты акционерам. Или они будут частично в виде денежных средств или активов переданы дочерним предприятиям, где доли существующих акционеров сохранятся».
На очереди – развитие индустриальной зоны
Слова о «передаче активов дочерним предприятиям» относятся ко второму направлению деятельности компании, точнее, ее акционеров. Оно, по словам В.Израйлита, будет связано с развитием индустриальной зоны (ИЗ), непосредственно примыкающей к территории порта, а также со строительством нового города. «Первый квартал города строится нашей компанией «Портжилстрой» и часть работников порта уже живут в обновленном поселке Усть-Луга, который в скором времени, надеюсь, станет городом», - сообщил В.Израйлит.
Якорным объектом ИЗ станет крупный завод по сжижению газа (мощностью 15 млн тонн в год), решение построить который в январе 2015 года принял «Газпром». «Зона будет работать в сфере переработки углеводородов и даст возможность развиваться прежде всего нефтехимическому комплексу», - сказал В.Израйлит. По его словам, на территории ИЗ планируется строительство также и других заводов - «по карбамиду, аммиаку, метанолу и так далее». Для этого совместно с мировым лидером промышленного консалтинга, немецкой компанией Roland Berger Strategy Consultants, разработана схема реализации проекта ИЗ, зарезервированы земельные участки. «Мы считаем, что в ближайшие 10 лет там будет развиваться огромный индустриальный кластер, который станет драйвером развития экономики Ленинградской области, - уверен В.Израйлит. - С вводом одного только завода «Газпрома» поступления в бюджет Ленобласти от порта и прилегающих объектов удвоятся».
«Мы предполагаем участвовать в развитии индустриальной зоны в рамках специально созданных для этого предприятий совместно с правительством Ленобласти, которое является акционером этой компании (вероятно, имеется в виду ТЛК – ред.). Мы надеемся развивать этот проект совместно», - заявил В.Израйлит. Для этого, как пояснил он, «в рамках реорганизации» в компанию ТЛК переводятся некоторые активы Компании. «При этом вместе с передачей активов на сумму свыше 6 млрд рублей в компанию ТЛК были переданы и все кредиты, которые брались на достройку объектов, - пояснил В.Израйлит. – Это прежде всего кредит Сбербанка в 5,5 млрд рублей и кредиты других банков. По решению Совета директоров суммы передаваемых активов и пассивов одинаковы».
Впрочем, он сообщил также: «Для реализации проекта ИЗ была создана компания «Индустриальная зона «Усть-Луга»». Сегодня она на 100% принадлежит ОАО «Компания «Усть-Луга»». После закрытия Компании новая компания будет принадлежать тем же акционерам в тех же долях. Если, конечно, не будет проведена дополнительная эмиссия в пользу какого-нибудь акционера, который увеличит свое присутствие». Как компания «Индустриальная зона «Усть-Луга»» соотносится с ТЛК осталось неясным.
Развитию ИЗ, как и самого порта, будет способствовать продолжающийся ввод инфраструктурных объектов. Крупнейшим из них В.Израйлит назвал самый большой в мире железнодорожный сортировочный комплекс -- полностью автоматизированная «горка» по «роспуску» поездов. Комплекс строился ОАО «РЖД» совместно с компанией Siemens, которая будет им управлять. Открытие комплекса предполагается нынешним летом.
Также будет продолжаться строительство автомобильных подходов к ИЗ и к порту, подвоз и вывоз контейнеров для которого производится главным образом автомобилями. Как уже сообщал РБК-Петербург, нынешняя автомобильная дорога из Усть-Луги вызывает многочисленные нарекания, однако в начале 2014 года ФКУ «Севзапуправтодор» (подразделение «Росавтодора») провело конкурс на реконструкцию федеральной трассы «Нарва» (проходит по маршруту Санкт-Петербург-Ивангород-граница с Эстонией). В рамках реконструкции победитель конкурса должен также обеспечить автомобильный подъезд к порту «Усть-Луга».
Справка:
ОАО «Компания Усть-Луга» была создана в 1992 году специально для реализации проекта строительства морского торгового порта «Усть-Луга». Первоначально она полностью принадлежала правительству Ленобласти. Земля для проекта была предоставлена Ленобластью в управление компании. До 2000 года проект реализовывался «ни шатко, ни валко». Новый импульс он получил в 2000 году, когда при содействии тогдашнего губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, проект стал реализовываться в формате ГЧП. Половина акций Компании была продана офшору Investport Holdings Ltd (по одним данным принадлежит Валерию Израйлиту, по другим - главе РЖД Владимиру Якунину), а у Ленобласти остался блокирующий пакет 25%+1 акция. Позже доля региона сократилась до 20%. «Мы не участвовали в допэмиссиях», - пояснил А.Дрозденко
Помимо строительства инженерно-транспортной инфраструктуры, компания привлекала инвесторов для строительства терминалов (для этого создавала терминальные «дочки», которые потом продавала инвесторам), иногда частично участвуя в их создании. Сама Компания построила только многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (МПК «Юг-2»), рассчитанный на перевалку Ро-Ро, контейнерных и генеральных грузов, с проектной мощностью 6 млн тонн грузов в год. Инвестиции в «Юг-2» составили около 7 млрд руб. После завершения строительства в 2011 году терминал перешел в полную собственность Investport Holdings Ltd.
На данный момент компании принадлежит ОАО «Портжилстрой» (выручка в 2013 году -- 107 млн рублей), занимающемся строительством первой очереди нового города для работников порта, и ОАО "УЛПИК" (выручка в 2013 году - 13 млн рублей).
В Морском торговом порту «Усть-Луга» (МТП «Усть-Луга») сейчас работают 12 терминалов и нефтебаза «Усть-Луга», являющаяся конечной точкой БТС-2 и рассчитанной на обработку 38 млн тонн в год (сейчас ее оборот 30 млн тонн). Кроме того в северной части порта строятся еще 3 терминала. Общий объем инвестиций в объекты порта на 1 января 2014 года составил 196 млрд 619 млн рублей, из которых 142,594 млрд (84%) – средства частных компаний. Грузооборот порта в 2014 году достиг 76,4 млн тонн, превысив показатель 2013 года на 20,3%. В предыдущие годы грузооборот рос еще большими темпами. Так в 2011 и 2012 годах он удваивался, а с 2008 года (6,4 млн тонн) он увеличился почти в 12 раз. Соответственно росли и налоговые поступления в бюджет Ленобласти – с 2010 года они увеличились в 18,4 раза, достигнув в 2014 году 3 млрд 479 млн рублей.
Владимир Грязневич