Санкт-Петербург и область, 06 апр 2022, 11:27

Уйти, чтобы остаться: как иностранцы пытаются сохранить бизнес в России

Большинство иностранных компаний, объявивших об уходе из РФ, ищут способы сохранить контроль над российскими «дочками».
Читать в полной версии
Фото: Белицкий Антон/PhotoXPress.ru

Крупный производитель сэндвич-панелей, ирландская Kingspan, уведомила правительство Ленинградской области о передаче своих активов в России в управление российскому менеджменту и заявила об уходе фирмы с российского рынка. Поиском наименее болезненных схем выхода сейчас заняты и другие иностранные игроки, объявившие о приостановке деятельности в РФ. Как считают эксперты РБК Петербург, в большинстве случаев компании ищут варианты сохранить контроль над бизнесом, формально объявив об уходе.

Уйти и всё оставить

Kingspan работает в России 15 лет и владеет двумя производственными площадками, одна из них находится в Гатчине Ленобласти (мощность 1,2 млн кв.м продукции в год), вторая сдана всего год назад в Невинномысске Ставропольского края и ещё не успела выйти на окупаемость. На заводах работают 180 сотрудников.

Kingspan разъяснила руководству Ленобласти схему работы в новых условиях. «Группа Kingspan уведомила правительство Ленинградской области о передаче своих активов в России в управление российскому менеджменту. Иностранные собственники выходят из бизнеса, но при этом российские предприятия, в том числе завод сэндвич-панелей и металлоконструкций в Гатчине Ленинградской области, продолжат работу и выпуск продукции. По информации руководства компании, предприятия сегодня обеспечены долгосрочными заказами», — прокомментировал заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.

Таким образом, формально Kingspan оставляет в России свои технологии, оборудование, линейку продукции, наработанные заказы и полностью теряет контроль над бизнесом. В самой компании отметили, что такое решение было принято ещё в начале марта, однако «потребовалось несколько недель, чтобы соблюсти необходимые процедуры в интересах сотрудников». В качестве аргумента компания заявила, что на российский рынок приходится менее 1% её операций.

Сцилла, Харибда и Посейдон

Однако, по мнению экспертов, которых опросил РБК Петербург, в большинстве своем иностранные игроки ищут решения, которые позволили бы продекларировать уход из РФ, но сохранить контроль над своими российскими «дочками».

«Бизнес ориентируется на капитализацию, прибыль, финансовые показатели. И по сути, они оказались сейчас между Сциллой, Харибдой и Посейдоном. С одной стороны, они обязаны заявить об уходе — это позволяет избежать рисков и давления со стороны правительств зарубежных стран и проявить лояльность к своим клиентам на зарубежных рынках. С другой стороны, у них есть акционеры, большинство из которых не готовы нести убытки из-за антироссийской повестки. И, в-третьих, ещё есть российский рынок, с которым стало сложно работать, но это рынок. Многие говорят, что их бизнес в России составляет всего 5-10%, и уход из России не будет для компании проблемой, но это ерунда — бизнес стал крупным не потому, что разбазаривал свои активы, а потому что завоевывал рынки в самых сложных и неоднозначных ситуациях. Ведь это не биржевые котировки, это реальные фонды, реальные потоки денежных средств, реальные инвестиции», — прокомментировал ситуацию директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Александр Курячий.

Напомним, что в Петербурге об уходе с рынка или приостановке работы заявили несколько десятков зарубежных компаний, работающих в самых разных сферах. Однако пока большинство из них продолжают вносить плату за арендуемые площади и оплачивать вынужденный простой сотрудников.

Новые имена

Собеседники РБК Петербург назвали несколько типовых решений, которые могут принять иностранные игроки, чтобы сохранить активы в России, а при возможности вернуться на российский рынок.

Наибольшее распространение, согласно прогнозам, получит схема, предусматривающая переход на локальные российские бренды. Ее использовал финский концерн Fazer, сменивший юридическое название российской «дочки» на ООО «Хлебный дом». «Мы не знаем, на каких условиях они всё это передают. Но во всех перечисленных случаях локальные бренды позволят компаниям формально делать вид, что они ушли с рынка. И через какие-нибудь сложные оффшорные схемы или через договорные отношения, например, в сфере лицензирования, по которым никто ничего не сможет официально доказать, что они продолжают работу в России, сохранят контроль над своими активами, — пояснил Александр Курячий. — Nissan, Hyundai, Toyota так сделать не смогут, но они и не говорили, что уходят, они заявляли, что возобновят производство».

РБК Петербург направил в Nokian Tyres запрос с просьбой рассказать, планирует ли компания менять название юрлица и бренд в России. В Kingspan отказались комментировать данную тему.

Профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Прихач отмечает, что речь может идти о полном переформатировании фондов, смене собственников, доверительном управлении: «Это может быть своего рода траст, который у нас в стране не прижился, но на западе очень распространён — когда умные, толковые люди, не имеющие денег, могут управлять средствами и деньгами других людей».

Кто будет управлять

Мнения экспертов относительно того, как именно западные компании будут выбирать управляющих своими российскими активами, разделились.

Александр Курячий, например, сомневается, что это будут российские менеджеры. «Это маловероятно, потому что это прямой путь потерять управляемость», — говорит он.

Александр Прихач же допускает, что всю полноту власти могут передать российским специалистам. Например, та же Fazer неоднократно подчёркивала, что прервала все связи с дочерней российской компанией, подобные заявления сделали и в Kingspan. «Сейчас могут быть сбои в работе, пока наши менеджеры ещё включаются в работу, и есть риск снижения прибыли, — говорит эксперт. — Те же самые зарубежные управленцы, менеджеры, специалисты впоследствии могут быть приглашены на условиях частных договоров, коммерческих предложений. Вариантов масса. Действуя так, компании снижают риски и, конечно, стараются застолбить за собой участок, который уже заняли».

Ждать до последнего

Впрочем, для некоторых иностранных игроков смена бренда едва ли возможна. В их числе, например, IKEA, считают эксперты. «IKEA очень сложно. Они осуществили инвестиции по всей России, прошли через череду скандалов, но честно завоевали потребителя, и прекрасно понимают, что их быстро постараются заместить как крупные, так и мелкие конкуренты в разных сегментах. И, несмотря на любовь потребителей, IKEA быстро потеряет рынок. Учитывая, как тяжело им этот рынок достался, решение для компании будет крайне сложным», — отметил Александр Курячий.

С учетом подобных обстоятельств для ряда компаний наилучшим решением будет продажа российского бизнеса. Так поступил, например, финский девелопер YIT, продавший свои российские активы группе «Эталон» за 4,6 млрд руб.

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику