Санкт-Петербург и область, 06 июн 2018, 10:51

Катастрофа на заправке: кому выгоден рост цен на бензин

Помимо автомобилистов, колоссальные убытки терпят независимые заправки, на которые приходится больше половины рынка АЗС. Они уже начинают закрываться.
Читать в полной версии

Россияне не верят в то, что правительство сможет сдержать рост цен на бензин. За январь—май 2018 года, напомним, цены на топливо выросли на 7,3%, в том числе литр АИ-92 — на 7,7%, а литр дизтоплива — на 7,9%. Реагируя на эту ситуацию, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что проявление эгоизма со стороны компаний, занимающихся производством, поставками и продажей бензина, недопустимо, добавив, что государство готово «принять меры» по исправлению ситуации.

Для этого правительство решило снизить акцизы на топливо начиная с 1 июня. Но, несмотря на заверения чиновников о стабилизации цен на бензин и предпринятые меры, 78% опрошенных ВЦИОМ россиян ждут продолжения роста цен на бензин, а только 5% надеются, что бензин подешевеет.

Первый заместитель генерального директора ЗАО «Петербургская топливная компания», одного из крупнейших на Северо-западе операторов АЗС, Леонид Чурилов объяснил РБК Петербург, почему никто до сих пор не смог остановить рост цен на бензин и кто выигрывает от него:

Валенки для Канады

«Реальная причина подорожания бензина в рознице — рост биржевых, а следом и оптовых цен на внутреннем рынке. Строго говоря, у нефтяной компании есть три варианта реализации добытой нефти: экспорт сырой нефти, поставки нефти для переработки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), переработка и экспорт нефтепродуктов или третий вариант — их поставка на внутренний рынок, в том числе через биржу, на которой путем торгов формируются биржевые индексы — основа оптовых и розничных цен. Например, вы выпускаете 10 пар валенок. В Канаде они стоят 100 долларов. С учетом транспорта и пошлин — 80. А в России — 50. Одну пару вы обязаны продавать через биржу. Еще четыре — поставлять своей семье, чтобы было в чем ходить. Остается пять пар. Куда вы их продадите? Конечно, в Канаду. Сколько? Все, что возьмут и что сможете отвезти. Это выгодно и для вас, и для налоговой, которая покажет хорошие результаты собираемости налогов. Но вас стимулируют продавать что-то и на внутреннем рынке. Логично что сделать? Продавать дорого, раз есть спрос и это выгодно вам и налоговой. Вот это и происходит сейчас.

Мировые цены на нефть выросли примерно на 30%. Одновременно с этим произошло ослабление рубля. Сочетание этих двух факторов сделало экспорт чрезвычайно выгодным. Ориентируясь на сложившуюся конъюнктуру, нефтяные компании стремятся максимальную долю продукта отправлять на экспорт. Поставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными.

Ориентируясь на сложившуюся конъюнктуру, нефтяные компании стремятся максимальную долю продукта отправлять на экспорт

Нынешний рост цен на бензин — результат попыток нефтяных компаний устранить создавшийся дисбаланс. Иными словами, они пытаются создать условия для подъема оптовых цен внутри России до уровня мировых, раз этому способствует конъюнктура рынка. Максимизация прибыли свойственна коммерческим структурам, тем более, если они своими доходами обеспечивают наполнение бюджета.

Нефтяные магнаты

Вопрос в том, кто от этого теряет, а кто выигрывает? Теряет от этого конечный потребитель, для которого рост цен на бензин — крайне неприятная тенденция. Вторая категория, которую сложившееся положение вещей тоже не устраивает, — владельцы автозаправочных станций, не входящих в состав нефтегазовых холдингов. Такие игроки сейчас терпят убытки, поскольку оптовая цена на бензин и дизтопливо впервые в истории превысила розничную.

В результате каждый проданный литр горючего приносит владельцам АЗС не менее 2 руб. убытков. Однако, розница нефтяных компаний может нести убытки, компенсируя их доходами в экспортном и оптовом звене. Со стороны налоговых органов также претензий нет, поскольку у нефтяников заключены соответствующие соглашения о КГН (консолидированная группа налогоплательщиков — ред.). У владельцев АЗС, не входящие в ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании — ред.), такой возможности нет. АЗС — единственный центр их прибыли. Рост оптовых цен повышением цен в рознице компенсировать нельзя, потому что в этом случае они будут проигрывать конкуренцию сетям АЗС, принадлежащим нефтяным компаниям и терять обороты.

Сегодня каждый проданный литр горючего приносит владельцам АЗС не менее 2 руб. убытков

Для нефтяных компаний такая ситуация, конечно, выгодна. Они продают бензин независимым сетям АЗС по стоимости выше, чем розничная. В некоторых регионах доходит до того, что владелец независимой АЗС загоняет бензовоз на АЗС нефтяной компании, заправляет его, а потом продает бензин на своей заправке. Это получается дешевле, чем купить топливо оптом у этой же самой нефтяной компании. И это не разовая ситуация — такое происходит регулярно.

Кому еще выгодна такая ситуация? Деньги от экспорта нефти и нефтепродуктов — важный источник бюджетных доходов. Благодаря в том числе и сложившейся на нефтяном рынке конъюнктуре, бюджет страны пополнился на триллион рублей. С другой стороны, важна пропорция. Должно быть и населению комфортно, и бюджет должен пополняться. Кроме того, владельцы АЗС, не входящих в ВИНКи, должны как-то выживать, ведь они составляют конкуренцию нефтяным компаниям в стабильных условиях и стимулируют к развитию.

В некоторых регионах доходит до того, что владелец независимой АЗС загоняет бензовоз на АЗС нефтяной компании, заправляет его, а потом продает бензин на своей заправке

Замороженный ответ на «горючий» вопрос

О населении государство позаботилось: цены на топливо в рознице заморозили. Но для независимых АЗС проблема не решена. Даже если сейчас произойдет заморозка оптовых цен, то все АЗС России продолжат работать в минус. Иначе говоря, фактически будет зафиксирован диспаритет оптовых и розничных цен.

Все это фатальным образом сказывается на экономике продавцов топлива. В течение последних четырех месяцев розница работает в минус. При этом у всех есть кредиты, а налоговая инспекция требует прибылей для максимизации налогов. Это катастрофическая ситуация, какой не было за всю историю рынка. В регионах независимые заправки начинают закрываться. А ведь на независимых АЗС работает около миллиона человек.

Мало кто знает, что на долю частных заправок сейчас приходится больше половины рынка — 14 тыс. из 23 тыс. АЗС по России. В Москве примерно половина АЗС принадлежит частным компаниям. Так что защищать потребителя путем ущемления бизнеса — на первый взгляд простое, но не самое лучшее решение.

Это катастрофическая ситуация, какой не было за всю историю рынка. В регионах независимые заправки уже начинают закрываться

Сейчас Минэнерго и ФАС ищут баланс между интересами населения, бюджета, нефтяных компаний и частных АЗС. И мы надеемся, что они его найдут, хотя решение, на мой взгляд, очевидно.

У правительства есть несколько рычагов воздействия на эту ситуацию. Первый — административный: снизить оптовые (биржевые) цены. Но он далек от рынка, хотя и вполне применим. Второй — налоговый: вице-премьер РФ Дмитрий Козак применил непопулярную меру — впервые за долгую историю снизил акциз. Третий — рыночный: насытить внутренний рынок нефтепродуктами. Если на рынке будет нормальный объем предложения, биржевые котировки пойдут вниз, оптовые цены упадут и этот масштабный маховик провернется. Сейчас нужно понять, как это сделать».


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.

Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить