Санкт-Петербург и область, 06 июн 2019, 16:45

Обитаемый остров: что не так с мегапроектом в Кронштадте

Читать в полной версии
(Фото: РБК Петербург)

На Петербургском экономическом форуме был представлен проект АНО «Кронштадт. Остров фортов», курируемый Ксенией Шойгу, дочерью министра обороны. Проект, координатором которого выступает Газпромбанк, предусматривает создание в Кронштадте туристического кластера. Главная идея состоит в объединении трех фортов — «Александр I» («Чумной»), «Пётр I» и «Кроншлот». Помимо этого, планируется создание исследовательских лабораторий, детского технопарка, океанариума, дайвинг-центра, гостиниц, музеев и мощной инфраструктуры общепита. За счёт этого инициаторы проекта рассчитывают за 5 лет увеличить туристический поток в Кронштадт с нынешних 1,5 млн до 5 млн человек в год.

Как сообщил РБК Петербург заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, проект «Кронштадт. Остров фортов» планируется реализовать «с задействованием одновременно организационных, технических и других необходимых ресурсов на федеральном, региональном и бизнес уровнях». «С учетом же огромного опыта у военного ведомства и Газпрома в успешной реализации инфраструктурных макропроектов по всей стране, создание туристического кластера в Кронштадте просто не имеет серьезных проблем», — отметил он. По словам Тимура Иванова, «все вопросы по земельным участкам решаются планово, и в строгом соответствии с законодательством». Он также добавил: «Жители и администрация Кронштадта, насколько мне известно, поддерживают данный проект».

Отметим, что это не первый мегапроект по развитию Кронштадта. Ранее предлагалось создание в городе судоремонтного завода, переезд в Кронштадт всех военно-морских учебных заведений Петербурга. Однако до реализации ни один из этих проектов не дошел. РБК Петербург попросил экспертов назвать причины неудач и рассказать о недостатках новой концепции.

Наталья Трунова, вице-президент Центра стратегических разработок:

«Стратегий развития Кронштадта было разработано очень много — по полстратегии на жителя. В рамках разных стратегий обсуждались и разные проекты: развития судоремонтного завода, план переселения в Кронштадт всех военно-морских училищ и другие.

Однако любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы. Одна из главных — наличие разных форм собственности на этой территории (федеральной, региональной и частной), поэтому вопросы передачи земельных участков от одного собственника к другому решаются очень долго. Большинство из объектов — объекты культурного наследия федерального и регионального уровня. Это тоже усложняет и делает очень дорогим любой проект.

Любой крупный проект сталкивается с рядом организационно-финансово-юридических проблем, а в Кронштадте эти проблемы гипертрофированы.

Одним словом, процедура устроена таким образом, что люди успевают устать еще до того, как пройдут половину пути к реализации проектов. Только ногу занесли — а уже кажется, что полная безнадёга. Именно поэтому большинство крупных проектов заканчиваются еще на начальном этапе.

Отдельный вопрос — как жители Кронштадта отнесутся к идее сделать его крупным туристическим центром. Недавний опрос населения, который проводил социологический центр «Платформа», показал, что сейчас это не туристический город. Поэтому если очередной мегапроект дойдет до стадии реализации, у жителей вполне может возникнуть вопрос: «А почему нас не спросили?» И этот риск тоже надо учитывать.

Тем не менее экономические предпосылки для таких проектов, безусловно, есть. Сейчас там главной точкой притяжения для туристов там является Морской собор. И по разным подсчётам сейчас Кронштадт посещает ежегодно чуть более миллиона туристов (это туристы-однодневки). Это иллюстрация потенциала Кронштадта: если в городе появятся новые точки притяжения, туристический поток значительно усилится.

Обычно комплексные проекты туристических кластеров начинают окупаться лишь через 10-15 лет. Ожидать окупаемости за 3-5 лет бессмысленно. Поэтому сложно оценить экономическую эффективность такого проекта. На такой срок ни один банк денег не даст, потому что банкиры тоже понимают, что за 5 лет проект не окупится. А на 10-15 лет денег никто не даст.

В то же время веский аргумент в пользу проекта — в том, что Петербургу обязательно нужно развивать новые направления в пригородах, так как в рамках ранее утвержденной стратегии будет происходить увеличение потока. Уже сейчас более 8 млн туристов в год. У нас пригороды, которые являются обязательными к посещению — Петергоф, Пушкин и др. — уже работают на пределе своих возможностей. Не случайно ни один житель Петербурга в июле месяце в эти парки не поедет, поэтому вопрос о новых туристических направлениях стоит очень остро».


Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета:

«В принципе то, что концепция развития туристического кластера в Кронштадте сосредоточена на фортах, — логично. У нас, в отличие от стран Скандинавии, этот потенциал пока никак не используется, поскольку никакого концептуального видения, как связать форты в единый туристический комплекс, до сих пор не было.

Нет его и в новой концепции. Она, например, не учитывает, что фортов около двадцати и все они являются уникальными инженерно-архитектурными сооружениями, плюс у каждого есть своя история. Однако в новом проекте всё вертится вокруг фортов «Александр I» и «Кроншлот».

Игнорируют авторы концепции и то, что в Кронштадте есть заповедник «Западный Котлин» (государственный природный заказник регионального значения на острове Котлин — ред.), который тоже имеет туристический потенциал, но иного рода. Тысячи туристов, которые будут приезжать в историческую часть города, где находятся основные достопримечательности, могут представлять угрозу для заказника. Фактически у нас есть два Кронштадта: один — активный, культурный и туристический, а другой — тот, в котором больше природы, тишина и шикарные закаты. Я считаю, что эти две части должны дополнять одна другую, составлять альтернативу одна другой. Их развитие следует планировать по-разному. Но в новом проекте о западной части вообще не идёт речи. А если ее развитие с учетом ее особенностей не спланировать, оно пойдет хаотично и территория может пострадать от наплыва туристов

Мне кажется, что проект «Кронштадт.Остров фортов» придуман в Москве, и ни с кем не обсуждён в Кронштадте — ни с арендаторами фортов (большая их часть передана в аренду частным структурам на 49 лет), ни с администрацией города, ни с местными жителями. Сейчас это выглядит странно: каждый пытается пролоббировать свою идею и получить под нее огромные федеральные деньги.

Осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров.

С местными жителями — отдельная проблема. Нужно понимать, что, осуществляя подобные проекты, мы влезаем в жизни тысяч людей, которые там живут. Однако авторы концепции делают вид, что Кронштадт — это необитаемый остров. А ведь вполне возможно, что жители Кронштадта не горят желанием жить в туристическом кластере, они хотят жить просто в нормальном, полноценном городе. И то, что их интересы не учитываются, — это варварство, с точки зрения городского планирования. Потому что планировать надо жизнь города в целом, а не одну узкую отрасль.

Чтобы соблюсти баланс интересов, нужно иметь чёткую схему поэтапного развития. Нужно начинать с мелких шагов и наблюдать, какой эффект они дают. И тогда миллиардные бюджеты не потребуются. Концептуально я бы начинал с плана на 15 лет с детальным пониманием того, что произойдёт в первые пять лет, потому что экономический контекст меняется и продумать план развития на 10 лет вперёд сложно».

Справка:

Учредителем автономной некоммерческой организации «Кронштадт. Остров фортов» выступает Министерство обороны России. Координатором проекта — «Газпромбанк», советником заместителя председателя правления которого является дочь министра обороны России Ксения Шойгу. Она же — член рабочей группы по вопросу развития Кронштадта.

АНО «Кронштадт. Остров фортов» не первый туристический проект для Кронштадта. Осенью 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании федерального военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» Западного военного округа в Кронштадте. Его общая площадь составляет 31 га, и включает территорию фортов «Кроншлот» и «Александр I». Одновременно с этим АО «Третий Парк» реализует историко-культурный комплекс «Форт Константин». Проект позиционирует себя как туристический центр и включает ресторан и гостиницу. Параллельно, на территории бывшего кронштадтского яхт-клуба развивается зимняя стоянка для яхт.

Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником