В Петербурге изучили «постковидный» трафик торговых центров
Посещаемость торговых центров в Петербурге за первую неделю работы достигла 64% от «доковидных» показателей, подсчитали в ИТ-компании «Эвотор». Эксперты отмечают, что масштаб потерь арендаторов будет понятен только к осени, когда волна отложенного спроса схлынет.
Возвращение в ТРЦ
Аналитики ИТ-компании «Эвотор» изучили посещаемость торговых центров в 20 российских городах. Показатели покупательского трафика в июле сравнивались со средней недельной посещаемостью до пандемии (в период с 27 января по 15 марта). В частности, в Петербурге анализировалась посещаемость торговых центров по итогам работы первой недели после снятия ограничений — с 27 июля по 2 августа. За этот период средний трафик составил 64% от обычных показателей. По данным Watcom, за первую неделю работы торговых центров в Петербурге Shopping Index (отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) восстановился на 75%. Разница в подсчетах объясняется тем, что «Эвотор» считает трафик на основе данных, полученных через Wi-Fi сеть онлайн-касс, и не учитывает тех, кто не попал в зону Wi-Fi.
Как рассказали РБК Петербург в компании «Эвотор», в первые недели самоизоляции в апреле трафик в торговых центрах упал на 88% по сравнению с докризисным. И вплоть до майских праздников сохранялся на уровне -85% (то есть всего 15% трафика было). К началу июня посещаемость выросла до 22%. К началу июля этот показатель достиг 38% от доковидных значений (-62%) и на этом уровне продержался вплоть до открытия центров 27 июля.
Например, в ТРК «Лето» посещаемость в первую неделю после открытия (с 27 июля по 2 августа) составила 83% от аналогичного периода прошлого года. За этот период торговый центр посетило 148 тыс. человек, годом ранее этот показатель был 177,6 тыс. человек, рассказал исполнительный директор ТРК «Лето» Андрей Должиков.
Без ажиотажа
Однако, ретейлеры отмечают, что с открытием торговых центров в Петербурге ажиотажных продаж в рознице не было. «Опыт других регионов, где открывались торговые центры после отмены ограничительных мер, показал, что продажи стабилизировались через пару недель после открытия магазинов», — отметил генеральный директор Melon Fashion Group Михаил Уржумцев.
В «Эвоторе» соглашаются, что трафик в торговых центрах российских городов хоть и восстанавливается, и во многих регионах посещаемость уже превысила 80%, но при этом рост посещаемости не обязательно ведет к пропорциональному росту покупательской активности. «Несмотря на то, что проведение развлекательных мероприятий пока запрещено, посещение торговых центров остается одной из форм приятного времяпрепровождения для многих горожан», — говорит директор по развитию рекламных продуктов ИТ-компании «Эвотор» Игорь Оганесян.
Вакантность растет
Участники рынка торговой недвижимости отмечают, что масштаб потерь торговых центров будет понятен к осени, когда волна отложенного спроса схлынет. По словам партнера Colliers International Анны Никандровой, в ближайшие два-три месяца после открытия комплексов ретейлеры будут оценивать перспективы работы, пересматривать стратегии и закрывать неэффективные точки. Это приведет к росту вакантности на рынке, а ротация арендаторов составит около 10-15%.
«К началу кризиса 2020 года рынок торговой недвижимости Петербурга подошел с показателем среднерыночной вакантности 3,5%. По нашим прогнозам, через год, то есть к концу марта 2021 года, вакантность может вырасти до 10%, в первую очередь, за счет нового ввода, а также за счет менее успешных торговых центров», — говорит руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева.
Справка
Посещаемость торговых центров оценивалась на основе данных, полученных через Wi-Fi сеть онлайн-касс «Эвотор» (более 650 тысяч устройств в России). Данные по посещаемости ТЦ в июле, а также на неделе с 27 июля по 2 августа сравнивались со средней недельной посещаемостью до пандемии (в период с 27 января по 15 марта). В анализе использованы данные по 20 городам с наибольшим трафиком в ТЦ до введения режима самоизоляции.