Санкт-Петербург и область, 06 авг 2021, 13:59

Петербургские гики переходят на шеринговую экономику

Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Пандемия, подстегнув переход индустрии развлечений в онлайн, парадоксально ускорила и развитие в двух российских столицах сегмента компьютерных клубов — формата из 90-х годов, который, как казалось, уйдет в историю. В этом году в Петербурге были открыты самые большие по площади VR-пространство и компьютерный клуб, заявленный как часть новой сети, стартовавшей в городе этим летом.

В Москве весь цокольный этаж Центрального детского мира занял киберспортивный клуб со 145 игровыми компьютерами, а ранее компания ESforce, инвестором которой является холдинг USM Алишера Усманова, вложила свыше $5 млн в строительство одного из крупнейших в мире киберстадионов. Почему, имея возможность играть дома, люди стали предъявлять спрос на клубы — означает ли это ренессанс офлайн-развлечений в целом?

РБК Петербург спросил социологов о причинах новой волны популярности компьютерных клубов и перспективе возвращения в большие города России других форм офлайн досуга.


Оксана Мороз, культуролог, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ:

«Всплеск интереса к миру видеоигр происходит на фоне легитимации киберспорта и киберспортсменов: они перестают восприниматься как фрики и нёрды («ботаники» — ред.), их начинают считать успешными людьми, зарабатывающими деньги своей профессией. Клеймо неинтеллектуального, мусорного досуга, которое на какое-то время закрепилось за компьютерными и видеоиграми, сейчас в основном снято. Потому что выясняется, что видеоигра — развивающая активность, требующая от участника многих навыков — и физических, и интеллектуальных, и социальных, потому что командные игры требуют развитых soft skills.

Клеймо неинтеллектуального, мусорного досуга, которое на какое-то время закрепилось за компьютерными и видеоиграми, сейчас в основном снято.

С другой стороны, оборудование для современных компьютерных игр может стоить дорого, и его нужно постоянно совершенствовать. А мы живём в мире, где люди, особенно связанные с креативным трудом, поняли прелести шеринговой экономики — что можно не покупать какой-то предмет, а приобрести право на его использование. Таким образом, появление компьютерных клубов — это не возрождение практики 1990-х, а становление новых практик. Это рост индустрии, которая привлекает к себе всё больше людей разного статуса.

Популярность компьютерных клубов является частью большого тренда в досуге людей — того, что интеллектуальный досуг стал привычкой. По сути, видеоигры — вариант интеллектуального досуга, который не стыдно выставить напоказ. Круто, что с пятницы на субботу можно заниматься бар-хопингом (тур по барам — ред.), а ещё круче — если ты можешь совместить это с обсуждением чего бы то ни было в кинотеатре, раз в год сходить на «Ночь музеев», и так далее. Для публики интеллектуальный досуг — это демонстрация своего высокого статуса: я не просто развлекаюсь, я делаю это умно.

За последние десять лет возросла популярность смежных форматов досуга, которые объединяют развлечение с информированием (например, разные варианты игрового обучения). Публичные интеллектуальные мероприятия меняют формы от стандартных лекций и дискуссий в сторону чего-то менее академического — например, лекториев в барах. Запрос понятен — люди прошли через массовое образование и сейчас демонстрирует интерес к специфичным сферам знания, но хотели бы усваивать его, параллельно развлекаясь.

Важное изменение в досуге людей — в том, что люди сами стали его «мэйкерами». Привычка, что досуговые развлечения, мероприятия, должны быть организованы государством или большим частным агентом, уничтожена.

Ещё одно важное изменение в досуге людей — в том, что люди сами стали его «мэйкерами». Привычка, что досуговые развлечения, мероприятия, должны быть организованы государством или большим частным агентом, уничтожена».


Сергей Давыдов, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ:

«Чуть больше года назад мы оказалась в условиях локдауна и вынужденно активизировали свою онлайн-деятельность; а когда жесткие ограничения были сняты, приобретенные за это время навыки остались. Даже сейчас, по данным различных социологических исследований, люди больше времени проводят дома и в онлайне, при этом психологически ощущают недостаток офлайн-досуга. Думаю, это одна из причин повышенного интереса к компьютерным игровым клубам, креативным пространствам и другим очным формам развлечения. Но я бы не сказал, что маятник уже качнулся в сторону офлайн досуга, хотя бы потому, что ограничения и страхи по поводу пандемии отчасти сохраняются.

По данным различных социологических исследований, люди больше времени проводят дома и в онлайне, при этом психологически ощущают недостаток офлайн-досуга.

Когда все ограничения будут сняты, темп возвращения в офлайн возрастет, и будут востребованы в первую очередь новые форматы. Я не верю в возрождение забытых форм досуга, типа домов культуры, клубов по интересам, клубов знакомств. Те социальные практики, которые они предлагают, уже давно стали цифровыми. В сети гораздо больше возможностей завести новые знакомства, найти именно тех людей, которые тебе интересны, чем в стенах одного помещения».

Подготовила Виктория Саитова


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса