Торговые центры Петербурга проиграли битву за школьный шопинг
Необходимость закупок товаров к школе перед началом учебного года не привела к большому росту посещаемости петербургских торговых центров в конце августа по сравнению со средними показателями года. А по сравнению с прошлым годом трафик в ТЦ даже немного снизился, сообщил РБК Петербург руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. При этом продажи школьных товаров на маркетплейсах с доставкой в Петербурге выросли от 20 до 80% в зависимости от категории. Это свидетельствует о смене потребительского поведения горожан, говорят эксперты.
В последнюю неделю августа — период подготовки детей к школе, который традиционно является одной из наиболее посещаемых недель года в торговых центрах, Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) локального рынка торговых центров Санкт-Петербурга был на 9% выше средних показателей за период январь—август 2024 года. При этом, по данным Михаила Васильева, прирост числа посетителей в ТЦ Санкт-Петербурга сравнении с предшествующей неделей августа составил порядка 5%.
Несмотря на ощутимый прирост трафика в конце августа 2024-го, в сравнении с прошлогодними значениями посещаемость торговых центров не только не выросла, но даже снизилась на 1%. «В этом году наблюдался традиционный рост активности потенциальных потребителей перед началом нового учебного года/бизнес-сезона, пик активности, как обычно, пришелся на неделю, включающую последние дни августа и самые первые дни сентября», — говорит Михаил Васильев.
По его словам, отставание от прошлогодних значений в определенной степени связано с тем, что прошлый год охарактеризовался активной экспансией российских брендов на внутреннем рынке, которые занимали вакантные площади в ТЦ, оставшиеся после ухода с рынка ряда международных брендов. «Это способствовало частичному возвращению аудитории в торговые центры. Усиливающим акцентом при этом выступал эффект отложенного спроса (люди возвращались концентрированно в знаковые периоды после долгого отсутствия). В настоящий же момент мы скорее наблюдаем стабилизацию рынка», — добавляет эксперт. Он признает, что конкуренцию закупкам в розничных магазинах составляет онлайн-торговля — часть потребителей покупает товары для школы на маркетплейсах.
Опрошенные РБК Петербург крупные площадки подтвердили этот тезис. В августе Wildberries и Ozon зафиксировали значительный рост онлайн-заказов из Петербурга тех категорий товаров, которые покупают перед началом учебного сезона.
В пресс-службе Ozon рассказали, что пик спроса на школьные товары пришелся на две последние декады августа. На этой площадке в августе 2024 года спрос на школьную форму для девочек и мальчиков среди жителей Санкт-Петербурга в штучном выражении увеличился на 70% и 48% соответственно по сравнению с прошлым годом. Средний чек вырос на 6,5% и 11,6% соответственно. Штучные продажи товаров для обучения, включая тетради, ручки и другую канцелярию, увеличились на 20%. Школьные рюкзаки жители Санкт-Петербурга в 2024 году стали покупать на 35% чаще, чем годом ранее.
На Wildberries по сравнению с прошлым годом в августе 2024-го значительно выросли продажи канцелярии. Например, петербуржцы купили на этом сайте тетрадей на 80% больше, чем прошлым летом, и заплатили за них больше на 87%. Продажи карандашей увеличились на 74% в штуках и 75% по сумме, ручек — на 50% и 56%, пеналов — на 52% и 43%, дневников — на 53% и 83% соответственно. Самый высокий прирост показали стикеры — их стали покупать на 132% больше в штуках и на 137% по стоимости, следует их данных о продажах в Петербурге, предоставленных пресс-службой компании. В Wildberries назвали трендом этого года переход к покупкам мелкооптовых упаковок канцелярии, от 10 штук товаров в одном заказе.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram