Санкт-Петербург и область, 06 окт 2015, 10:21

Дилеры жалуются на покупателей, зарабатывающих на поломке авто

Автодилеры предлагают изменить закон о защите прав потребителей
Читать в полной версии

 Петербургские автодилеры предлагают внести изменения в федеральный закон «О защите прав потребителей». Как пишет газета «Коммерсантъ», в ходе заседания в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей по Петербургу представляющая интересы отрасли ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) представила список законодательных пробелов, позволяющих покупателям новых авто в случае поломки взыскивать суммы, превышающие первоначальную стоимость в несколько раз.

По данным РОАД, ежегодно в России выплаты дилеров по претензиям покупателей составляют 500-700 млн рублей. В первом полугодии суды рассматривали 4,3 тыс. исков, треть из которых удовлетворены.

Вице-президент РОАД, совладелец ГК «Феникс» Вячеслав Жигалов рассказал о проигранном весной судебном процессе с одним из покупателей, который купил иномарку за 5 млн рублей, а отсудил в итоге 7,5 млн. Человек ездил на машине два года, после чего случилась поломка. Для ее исправления потребовался сложный технический ремонт, который не удалось уложить в 45 дней. В течение всего ремонта клиент ездил на подменном автомобиле дилерского центра, но в итоге предъявил дилеру иск на 15 млн рублей. Суд снизил его до 7,5 млн рублей.

Виной всему — пробелы в законодательстве, уверен дилер. Во-первых, законодатель уравнивает ответственность производителя, импортера и продавца автомобиля перед покупателем, и последний может подать иск к любому из них на свой выбор. При этом дилеру в случае производственного брака взыскать сумму иска в регрессном порядке не представляется возможным из-за «кабальных» отношений с производителем. Еще одно положение закона предусматривает возврат полной стоимости товара без учета амортизации. По словам В.Жигалова, около трети исков потребителя заканчивается возвратом автомобиля.

«В первую очередь надо учитывать амортизацию автомобиля. В период эксплуатации у него теряется рыночная цена. Также нужно снизить размер пени — это не штраф, это экзекуция для продавца: 1% в день при стоимости автомобиля от одного до нескольких миллионов рублей — это очень большая сумма. Еще один момент — отсутствие в законодательстве определения негосударственной экспертизы. Из-за этого требований к частным экспертам никаких нет. Достаточно высшего образования и недельных курсов экспертизы», — перечислил В.Жигалов свои предложения.

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, в свобю очередь, все претензии дилеров (за исключением требования учитывать амортизацию) объясняет слабой юридической подготовкой представителей дилерских центров. Эксперт уверен, что претензии покупателей не грозят крахом автомобильной отрасли. «В год продается свыше 1 млн автомобилей. Ломаются в течение гарантийного срока — тысячи. А дел в судах проигрываются десятки за год», — считает он.

Что касается ответственности дилеров за производственный брак, то сопредседатель Союза потребителей назвал это частью предпринимательского риска. По его мнению, главная проблема дилерской отрасли — плохо проработанные договоры с автозаводами.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы