Понаехали: Петербург помог России привлечь рекордное число туристов
По итогам 2018 года Петербург установит исторический рекорд по числу туристов, посетивших город. Этот успех во многом связан с чемпионатом мира по футболу, значительная часть которого проходила в Северной столице. Интерес туристов к Петербургу стал одним из драйверов роста туристического рынка России в целом. Значительный вклад в общий успех внес и Крым, где турпоток вырос на 30% по сравнению с прошлым сезоном. В результате, по данным Ростуризма, совокупный объем трафика в России по итогам года впервые достигнет 90 млн человек, что на 10% превышает показатель прошлого года.
Лидеры роста
По прогнозам комитета по развитию туризма Смольного, к концу 2018 года ожидается более 8 млн туристов, что почти на 10% больше, чем в прошлом году. «Среди причин роста турпотока можно выделить увеличение популярности Санкт-Петербурга у туристов из Азии (прежде всего, у туристов из КНР), эффективную реализацию мер по продвижению Санкт-Петербурга как одного из лучших европейских и мировых туристских направлений, а также проведение в городе международных спортивных мероприятий — таких, как, Кубок Конфедерации и чемпионат мира по футболу», — отметил глава комитета по развитию туризма Петербурга Евгений Панкевич.
Летний турсезон этого года стал исключительно успешным и для Крыма. Число путешественников на полуострове выросло почти на треть и впервые достигло 6 млн человек, а это на 29% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Как сообщил РБК Петербург министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, важным драйвером стало развитие инфраструктуры. «Картину крымского туризма навсегда изменили два федеральных имиджевых объекта — Крымский мост и новый аэропорт Симферополь, которые улучшили транспортную доступность Крыма», — поясняет Волченко. Власти также отмечают среди факторов, повлиявших на итоговый показатель, грамотную ценовую политику отельеров и туроператоров, погоду и федеральную рекламную компанию. «Крым превысил постсоветский максимум. В украинский период рекордное число в 6,1 миллиона зафиксировано лишь в конце 2012 года. Мы же к концу года получим цифры, которых достигали лишь в советский период», — спрогнозировал Волченко.
Другой рекордсмен этого туристического сезона — Казань. На протяжении последних лет столица Татарстана входит в число самых привлекательных для российских туристов городов. Ежегодный рост турпотока составляет 10-15%. В этом году Казань впервые примет своего трехмиллионного туриста. Увеличение числа туристов в Казани обусловлено, в первую очередь, развитием событийного туризма, считают глава городского комитета по развитию туризма Дарья Санникова.
Завышенные ожидания
Этот летний сезон прошел по-разному для России в целом и для городов, где проходили игры мирового футбольного первенства. Тем не менее цены на размещение в отелях, по данным экспертов, даже без учета ЧМ выросли на 5-10%. Такой же рост ожидается и в 2019 году.
Впрочем, несмотря на рост турпотока, заработать на нем удалось не всем. Одна из причин этого — завышенные ожидания в связи с чемпионатом мира по футболу, считает операционный директор департамента апарт-отелей NAI Becar Анастасия Заболотная. «Главная особенность этого летнего сезона в том, что были сделаны слишком большие ставки на мероприятие и на предполагаемый в итоге доход, который по факту не сильно увеличился в сравнении с предыдущим годом», — говорит Заболотная.
«Для городов, где проходили игры ЧМ, загрузка отелей в период чемпионата упала на 15-20%, при этом стоимость номера выросла. Таким образом, выручка отелей выросла за месяц на 5-10%. При этом август оказался таким же, как в прошлом году», — уточняет управляющий партнер Cronwell Hotels&Resorts, вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин.
Максимальная динамика цен была зафиксирована именно в регионах. «Москва и Петербург отработали хорошо, но в силу того, что данные направления и в обычное время пользуются спросом, увеличение чеков было не таким колоссальным, как, например, в Екатеринбурге», — добавляет Заболотная.
«Если средний тариф среди казанских отелей с января по май текущего года составил 3,9 тыс. руб., то в период проведения чемпионата цены выросли в среднем на 26%. Средний процент загрузки гостиниц и хостелов Казани в период чемпионата составил 81%, в дни проведения матчей — 91,5%, подтверждает слова эксперта глава комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова. За период проведения чемпионата Казань посетило 300 тыс. туристов из 36 стран мира.
Время «рваного» спроса
В Петербурге же спрос на гостиничные услуги оказался неравномерным, что нехарактерно для высокого сезона. «Ситуация с загрузкой номерного фонда была несколько неоднозначна ввиду так называемого «рваного» спроса на гостиничные услуги в городе, обусловленного проведением чемпионата, — отмечает глава комитета по развитию туризма Петербурга Евгений Панкевич. — На фоне прироста среднего тарифа, который в дни проведения матчей достигал 10 тыс. руб. за ночь (это почти на 70% выше показателя в июне 2017 года), загрузка отелей в период традиционно ровного высокого спроса оказалась весьма неоднородной. В дни проведения матчей, а также выходные дни, загрузка гостиниц Петербурга достигала 90-100%, в то время как в остальное время показатели опускались до 80%».
Однако уже в августе гостиничный рынок вернулся к нормальной загрузке и высоким тарифам. В результате среднерыночная загрузка гостиничного фонда Санкт-Петербурга с июня по август 2018 года составила 78%, средний тариф вырос до 11,3 тыс. руб.
«Анализируя данный факт, можно прийти к выводу, что, с одной стороны, проведение крупных мероприятий в период высокого сезона может отрицательно сказываться на спросе для Санкт-Петербурга, однако, такие крупномасштабные события оказывают сильный имиджевый эффект, работающий на долгосрочную перспективу», — подчеркивает Панкевич.
Ставка на Азию
«Самый главный плюс ЧМ — изменение отношения иностранцев в лучшую сторону и возможное смягчение визового режима», — подчеркивает Мусакин. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), упрощение выдачи виз увеличит турпоток только в Северной столице на треть.
Пока наиболее перспективным региональные власти считают азиатское направление. Так, Петербург и Казань делают ставку на Китай. В сентябре туристический потенциал Казани был представлен в Китае сразу в трех городах: Шанхае, Ханчжоу и Иу. «Ведущим туроператорам Китая был презентован туристический потенциал Казани, особый акцент был сделан на программу «ChinaFriendly» и презентацию нового туристического маршрута «TimetovisitKazan», который был разработан специально для китайской аудитории», — рассказывает Дарья Санникова.
На рост турпотока из Китая рассчитывают и в Петербурге. По данным Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка, в 2017 году каждый седьмой турист из Поднебесной (16% от общего потока) приезжает в Россию через Петербург. При этом поток туристов из Китая постоянно увеличивается.
Но существующий спрос и потенциал рынка все еще значительно превосходят предложение, отмечает Евгений Панкевич. «Почти половина объема перевозок (более 35%) между Петербургом и Китаем приходится на непрямой трафик, и он также продолжает расти. Количество пассажиров, которые сейчас вынуждены добираться в Китай со стыковками, составляет более 120 тыс. человек в год», — говорит глава комитета по туризму Смольного.
«Мы работаем над тем, чтобы турпоток из Китая рос и дальше, — отмечает Панкевич. — Для этого Санкт-Петербургу необходим особый «пилотный» статус в вопросе безвизового пребывания иностранцев. Формат 72-х часов, который сейчас действует для пассажиров круизных судов, целесообразно применить и к авиатуристам». 72-часовой безвизовый режим открывает для гостей, прибывающих воздушным путем, дополнительные возможности. Также очень перспективна организация прямого авиасообщения с крупнейшими городами Азии, расширение географии полетов в другие регионы мира. Наряду с этим, город прорабатывает возможность введения электронных виз».
Родные курорты
Туристический трафик растет во многом благодаря российским гражданам, которые в силу ряда обстоятельств (изменения курса рубля, санкции и пр.) выбирают отдых внутри страны. «Гость едет на российские курорты, причем ожидая сервис международного уровня за меньшие деньги. С моей точки зрения, динамика для курортов хорошая, особенно для спа-курортов», — считает Мусакин.
«Активно развиваются Сочи, Крым, Казань — при должном усилии и адекватном количестве пиара направления, они смогут стать еще более привлекательными как для российских, так и для иностранных гостей», — говорит Заболотная. «Я уверен, что турпоток в Крым будет только увеличиваться, ведь впереди у нас открытие железнодорожного сообщения по Крымскому мосту. Но для приема гостей нужна грамотная информационная политика», — соглашается Волченко.
На сегодня высокий сезон в Крыму длится максимум четыре месяца. Поэтому основная задача туристической отрасли — распределить турпоток более равномерно и вновь открыть для туристов преимущества Крыма в период осенне-весеннего отдыха и оздоровления, в так называемый «сезон здоровья». «В этот период на передний план выходят крымские специалитеты — это уникальные природные факторы полуострова: лечебные грязи и минеральные источники, ландшафтотерапия и климатолечение», — поясняет Волченко.
Интерес к такому отдыху растет. По данным участников туротрасли, спрос на осенне-зимние даты бронирования на 21% превышает прошлогодний, а глубина продаж достигает января 2019 года. В лидерах спроса в сезоне «Осень-Зима 2018/19» — курорты Южного побережья Крыма от Ялты до Алушты, далее по популярности следуют курорты Восточного и Западного побережья. Минимальная стоимость туров в Крым на осенние даты этого года, включая авиаперелет, размещение в отеле 3* на 7 ночей и питание по системе «завтраки» составляет 11,9 тыс. руб. на человека, на новогодние даты — 35 тыс. руб.
Отдых в Крыму в цифрах
Средняя сумма расходов одного туриста на отдых в Крыму составляет в высокий сезон от 48 тыс. руб. до 90 тыс. руб.
47% отдыхающих — семьи с детьми
81% туристов выбирают организованный отдых
58% останавливаются в санаториях, пансионатах, базах отдыха; 14% — в гостиницах, 10% — в мини-отелях.
1/3 туристов выбрала Крым для санаторно-курортного лечения и 1/3 — с целью пляжного отдыха.
На все сезоны
Поддержать туристический интерес регионы планируют за счет развития сферы событийного туризма. «Одной из приоритетных задач является разработка концепции мероприятий, которые длились бы весь зимний и летний сезоны», — говорит глава комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова.
О продлении туристического сезона говорит и Вадим Волченко. «Именно за счет правильного распределения туристических потоков мы можем без ущерба для экологии Крыма принимать 10 миллионов туристов, как это было в советское время. Для этого, конечно, нужна серьезная инфраструктурная база, модернизация и реконструкция санаториев, введение новых лечебных программ, строительство современных СПА-центров, развлекательных комплексов, которые бы работали круглогодично», — поясняет Волченко.
Сгладить сезонность и удержать туристов с помощью ярких событий пытаются и в Петербурге. На протяжении последних лет в городе ежегодно проходит ряд крупных городских мероприятий — Алые паруса, Фестиваль света, Фестиваль ледоколов и другие. «Организация данных мероприятий направлена на снижение сезонности туризма в Санкт-Петербурге, а также на создание бренда города не только как столицы музейного и театрального туризма, но и столица событийного туризма», — говорит Панкевич.
При грамотном планировании и продвижении, Петербург способен принимать 13-15 млн. туристов в год, отмечал ранее экс-глава Всемирной туристской организации Талеба Рифаи. Власти города рассчитывают достичь показателя в 10 млн туристов к 2025 году.