Санкт-Петербург и область, 06 ноя 2019, 11:30

Русь стреляющая: как культура влияет на агрессивность

Читать в полной версии
Фото: Евгений Асмолов/Интерпресс

Бытовые и предпринимательские конфликты с применением оружия в нашем общественном сознании прочно ассоциируются с так называемыми «лихими девяностыми». Однако новостные ленты все чаще сообщают о схожих происшествиях уже в наши дни. Последние громкие случаи — перестрелка фермеров в Ростовской области, расстрел сослуживцев солдатом-срочником в Забайкалье, конфликт со стрельбой двадцати водителей в Казани.

РБК Петербург спросил доцента кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрия Ковпака, стали ли россияне в последнее время агрессивнее и в чем, на самом деле, причины участившихся бытовых (и не только) конфликтов.


Дмитрий Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии:

«Вопреки распространенному мнению, большинство актов агрессии совершают вменяемые люди, без тяжелых психических патологий. Даже с Брейвика (Андерс Брейвик — норвежский националист, организатор и исполнитель серии терактов 22 июля 2011 года — ред.), которому изначально ставили диагноз шизофрения, потом были вынуждены его снять. При этом, безусловно, можно говорить о тяжелых проблемах самого Брейвика, начавшихся еще в детстве и приведших к смысловому и психологическому кризису. Т.е., в этом случае, как и в большинстве таких историй, речь идет не о психических, а о психологических проблемах.

Агрессии стало больше?

Безусловно, на уровень агрессии влияют разные обстоятельства. Например, характер социального взаимодействия. Так, в определенных социальных группах насилие становится более частым явлением. В ограниченных коллективах с жесткими нормативами — в уголовной среде, в местах лишения свободы или в армии — инциденты, связанные с агрессией, случаются чаще. Если человек видит вокруг себя примеры насилия, то это насилие будет повторяться, воспроизводя усвоенную модель. Конечно, большую роль играют также психолого-социальные изменения — они приводят к агрессии, которая, по сути, является попыткой восстановить справедливость. Неслучайно в 1990-е годы в России расцвели бандитизм и уличная преступность.

Можно ли утверждать, что за последние месяцы или годы россияне стали агрессивнее? Такие трагедии, как, например, расстрел детей в российских и американских школах или массовое убийство зрителей музыкального фестиваля, широко освещаются СМИ, в результате чего в обществе возникают соответствующие дискуссии. Но мы забываем, что для работников здравоохранения и социальных служб это рутина, которая происходит каждый день. Говорить, что раньше агрессии было меньше, наивно. Раньше люди погибали миллионами — проходила монгольская конница и убивала всех подряд мечами, копьями и стрелами. Сегодня агрессия просто поменяла форму, люди реже ходят с мечами, топорами, дубинами и камнями. Но когда у них появляется доступ к оружию, могут происходить трагические события, как, например, стрельба солдата-срочника в Забайкалье.

Масштаб последствий совершенного деяния никоим образом не говорит об уровне агрессии самого человека. То есть, если бы у солдата не было доступа к оружию, то был бы просто мордобой — и восемь человек не погибли бы. Но это не значит, что у солдата было бы меньше агрессии. Чтобы понять это, можно посмотреть на дорожную ситуацию. Водители подрезают друг друга, достают травматические пистолеты и перестреливаются. Безусловно, если вместо травматических пистолетов дать водителям автоматы Калашникова, то мы получим гораздо больше трупов.

Культура — тонкий слой

Поэтому сказать, что психологические проблемы напрямую зависят от уровня культуры, социальных явлений или достатка того или иного общества, нельзя. Да, влиять на уровень агрессии в обществе можно через снижение социальной напряженности, создание социального равенства нормативов ответственности и прав. Но и страны высокой культуры быта не застрахованы от подобных ситуаций. Примером тому может служить экономически и социально развитая Норвегия, в которой Брейвик совершил свои теракты. К несчастью, культура в узком смысле слова — это тонкий слой, который можно быстро стереть.

Однако культура влияет на проявление агрессии в широком смысле слова, а именно — через умение людей владеть собой, их психообразование, понимание себя, своей психики, способность к саморегуляции, осознанию системы ценностей и смыслов, уникальности и ценности человеческой жизни. То есть не каждый человек возьмет пистолет и будет убивать других людей. Это вопрос его личной подготовки к кризисам и стрессам, вопрос психологической атмосферы, которая формируется в социальной страте или субкультуре, вопрос коэффициента счастья.

Можно привести в пример Данию, страну с высоким коэффициентом счастья, высоким уровнем жизни, с низкой социальной расслоенностью, с доступной для населения психотерапевтической помощью — там масштабные инциденты с агрессией крайне редкое явление.

Выходит, что основной причиной агрессии является внутреннее состояние человека, на которое влияет его ближайшее окружение. Но уже на климат внутри социальной группы влияет макроклимат, или культура большого социума».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Цены на кофе аномально взлетели. Почему миру угрожает его дефицит
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы