Санкт-Петербург и область, 07 фев 2020, 14:34

Китаю не верят: почему вирус породил мировую эпидемию страха

Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

В мире нарастает паника из-за китайского коронавируса 2019-nCoV. Мировые СМИ и соцсети переполнены противоречивыми мнениями о его опасности. Противоречат друг другу даже авторитетные эксперты. Так, профессор Питер Хорби из Оксфордского университета заявил, что уровень смертности от коронавируса сопоставим с пандемией испанского гриппа в 1918 году, которая унесла жизни 50 миллионов человек на планете. Другие ученые полностью исключают возможность повторения той трагедии, ссылаясь на колоссальный прогресс в медицине.

В среде простых обывателей, обменивающихся информацией в соцсетях, рождаются самые невероятные версии происходящего — говорят об искусственном происхождении коронавируса, который распространили в чьих-то корыстных интересах, как и о том, что китайские власти скрывают правду об истинных масштабах бедствия: якобы заболели уже миллионы, а умерли сотни тысяч. Широкое распространение получила идея, что можно заразиться от вещей, прибывающих из Китая — она породила отказ части ретейлеров от китайских поставок. В европейских странах участились случаи проявления враждебного отношения к китайцам. Власти реагируют весьма лихорадочно — некоторые государства закрывают въезд для неграждан, прибывающих из Китая. Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), призвавшую следовать ее рекомендациям и не поддаваться панике, мало кто слышит. РБК Петербург попросил экспертов высказаться о причинах массовой истерии.

Профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов:

«Как ни странно, в самом Китае никакой массовой паники нет, а большинство панических слухов возникают за пределами Китая в социальных сетях. Уровень смертности от коронавируса на сегодня невысок. В среднем он составляет 2,01%, а в эпицентре заболевания — городе Ухань — 4,04%, по всей провинции Хубэй — 2,79%. Китай принял чрезвычайные карантинные меры, сумел быстро оповестить сотни миллионов людей, да и многие другие страны закрыли свои границы, поэтому пока нет никаких реальных перспектив того, что это перерастет в пандемию. Причиной панических слухов лишь отчасти являются объективные обстоятельства.

Пожалуй, главное из них в том, что каналов для распространения вируса стало заметно больше со времен предыдущей вспышки в Китае атипичной пневмонии, в 2002-2003 годах. Тогда Китай был гораздо более закрытой страной, его граждане мало контактировали с внешним миром и это препятствовало распространению болезни. Сейчас Китай серьезно интегрировался в мировую экономику, его контакты с внешним миром стали гораздо более активными, десятки миллионов китайских туристов ездят по всему мире, и это объективно увеличивает опасность распространения коронавируса. Нынешняя волна эпидемии, вызванной коронавирусом, по числу заболевших уже превысила вспышку атипичной пневмонии в 2002-2003 годах, и, вероятно, до середины февраля число заболевших будет расти. При этом число умерших, к счастью, меньше, чем в предыдущем случае.

Есть и субъективные причины ажиотажа. Одна из них — традиционное недоверие к информации китайских властей. Памятуя прежнюю закрытость Китая (например, историю с атипичной пневмонией 2003 года, когда в Китае говорили о единицах заболевших), в мире ему по-прежнему не особо доверяют.

Памятуя прежнюю закрытость Китая (например, историю с атипичной пневмонией 2003 года, когда в Китае говорили о единицах заболевших), в мире ему по-прежнему не особо доверяют.

Свою роль играет и неприязненное отношение многих людей к авторитарному коммунистическому режиму Китая, из-за чего многие уверены, что этот режим скрывает истинные масштабы трагедии. Однако Китай к настоящему времени во многом принял мировые правила игры, в том числе требования к прозрачности, и практически не скрывает информацию, связанную с коронавирусом. Официальные данные китайских властей подтверждаются сообщениями локальных китайских источников — городов, больниц, экстренных служб, которые, кстати, обильно публикуются в китайском интернете. И эти данные свидетельствуют, что смертность от коронавируса (отоношение числа умерших к числу заболевших) постепенно снижается. Это подтверждают и сторонние наблюдатели, например, из Тайваня, Южной Кореи, наблюдатели ВОЗ и крупнейших вирусологических лабораторий, которые получили доступ к зараженным. К тому же, по предварительным данным ВОЗ, «заразность» коронавируса меньше, чем у многих других опасных болезней — атипичной пневмонии, кори, полиомиелита, вируса Зика и даже сезонного гриппа.

Многие считают подозрительным, что подобные вспышки серьезных болезней в последнее время происходят именно в Китае. Причин несколько, но самые очевидные — очень высокая плотность населения, которая доходит до 3 800 человек на квадратный километр, и развитие внутреннего туризма, благодаря которому сотни миллионов китайцев быстро разнесли заразу по стране. Это создает идеальные условия для распространения болезней. Также играют роль и кулинарные предпочтения китайцев. Хотя китайцы и не «едят все подряд», вопреки расхожему мнению, однако запретов на использование мяса змей, саламандр, летучих мышей и других экзотических животных в Китае нет — из-за этого несколько неудачных покупок на «влажных» (рыбных) рынках легко превращают, заболевание в эпидемию.

Другая причина — в успехах китайской экономики. Китай стал серьезным игроком на мировых рынках и конкуренты пользуются любой возможностью ослабить его позиции. Этим, по моему мнению, в значительной степени объясняется распространение слухов о серьезной опасности заразиться при употреблении продуктов из Китая, хотя врачи уже выяснили, что вирус, осевший на «неживых» (не на человеке или животном) предметах, погибает максимум в течение двух суток, а в ряде случаев — в течение пяти часов. Тем не менее ретейлеры начали ограничивать поставки из Китая продуктов, в основном овощей и фруктов, а вслед за ними о возможных сбоях с поставками заговорили продавцы парфюмерной продукции, одежды, электроники и детских товаров. Еще одна субъективная причина не связана с Китаем. В мире, даже в высокоразвитых странах, отсутствует качественная аналитика, позволяющая определить последствия подобных кризисов — как социальные, так и экономические. А раз нет представления о последствиях, то нет и выверенного алгоритма поведения в случае возникновения подобных вспышек заболевания. Все это усиливает неопределенность.

Панику в значительной мере подогревают власти разных стран, принимающих неадекватные меры защиты — вроде полного закрытия границ, вопреки предостережениям ВОЗ, что такая мера только усиливает бесконтрольное распространения вируса нелегальными мигрантами. Это поведение властей является своего рода издержками популизма — власти хотят показать избирателям свою заботу о них, а закрыть границу гораздо проще и нагляднее, чем проверять въезжающих на границе.

Я считаю, что мировое сообщество должно извлечь урок из нынешнего кризиса, вызванного коронавирусом. В марте, когда кризис утихнет и наберется достаточная медицинская эпидемиологическая информация, следует заняться разработкой алгоритма поведения в подобных случаях, чтобы следующая вспышка какого-то нового заболевания не застала нас врасплох. Причем речь идет даже не столько о реакции медицинского сообщества, сколько о комплексном анализе социальной и экономической ситуации в мире, когда урон наносит не столько само заболевание, сколько распространение слухов».


Лев Щеглов, доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт:

«Я только что вернулся из-за границы и особой паники там не заметил. Даже обилия масок на лицах людей не наблюдал. В двух самолетах, на которых я летел, маски были, как обычно, только у трех-четырех человек. Но паника есть — в СМИ и соцсетях. Объясняется это тем, что люди склонны жить мифами, стереотипами, страхами. Логика здесь не работает. Мифы привлекают людей больше, чем реальность.

Массовая паника — это истерическая массовая реакция на любой повод, который попадает «в точку». Сейчас это вирус, который якобы скоро всех убьет. Три года назад телевидение пыталось создать панику, заявляя, что бандеровцы скоро вырежут всех нормальных людей в Украине. Это явления одного порядка. Так же, как, например, в США был период «маккартизма» — охоты на коммунистических «ведьм», когда в каждом третьем человеке видели коммуниста. Склонность к иррациональным страхам в принципе вещь интернациональная, но есть различия в поведении власти, апеллирующей к массовому сознанию. В одних странах власть все-таки обращается к разуму, а в других — к эмоциям, подчас довольно низменным.

Если население не уверенно, тревожно, раздражено, задергано, то любые безумные идеи будут очень быстро распространяться, потому что они эмоционально привлекательны.

Если население не уверенно, тревожно, раздражено, задергано, то любые безумные идеи будут очень быстро распространяться, потому что они эмоционально привлекательны. Истерике поддаются многие, в том числе представители власти. Сейчас они действуют зачастую вопреки рекомендациям ВОЗ, считая, что их представления, понимание ситуации более правильно, чем оценки специалистов. Это политика, которая далеко не всегда честна, справедлива и зачастую весьма нечистоплотна, поскольку преследует цель не решить проблему, а завоевать симпатии избирателей. Справедливости ради следует отметить, что большинство стран все-таки не закрылись».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках
Pro
Почему собственнику надо дважды подумать перед выходом из операционки
Pro
Может ли жена получить долю в компании бывшего супруга после развода
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда