Санкт-Петербург и область, 07 апр, 09:47

Петербург переживает бум маркетплейсов. Кто может на них заработать?

За год в Петербурге резко выросло и число покупок на маркетплейсах, и число продавцов. Эксперты при этом отмечают, что в 2024 году зарабатывать на онлайн-площадках предпринимателям будет сложнее, чем в прошлые годы
Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Число покупок, совершенных жителями Петербурга на маркетплейсах в 2023 году, выросло за год в 1,5 раза (на 54%), сумма — на 42%. Средний чек покупок при этом снизился за год на 8%, до 1870 руб. Об этом РБК Петербург сообщили в центре «Мой бизнес» (СПб ГБУ «ЦРПП», институт содействия городскому бизнесу) по итогам анализа данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Росстата, а также крупнейших банков страны.

Игроки рынка интернет-торговли сообщают также о росте числа петербургских продавцов на маркетплейсах. В Wildberries за год их количество увеличилось на 19% и превысило 37 тыс. человек. На Ozon в настоящее время представлены 17 тыс. селлеров из Петербурга.

«Обеление» рынка

Эксперты рынка считают, что в 2024 году рынок продолжит расти, но уже не такими высокими темпами. Основатель сервиса «Электроопт» (помогает селлерам выходить на электронные площадки) Антон Фатеев уверен, что «основной всплеск увеличения доли e-commerce» был пройден в пандемию и постпандемийное время (2020-2022 гг.). «Сейчас отрасль встает на рельсы естественного темпа движения, то есть, более плавного», — говорит он. Эксперт отмечает, что 2023 год можно назвать периодом начала регламентации — взаимодействия площадок с надзорными органами и внедрения процедур контроля отчетности и качества товаров (например, систем «Честный Знак» и «Меркурий», а также сертификата «Пробирной палаты»).

По его мнению, 2024 год пройдет под знаком «обеления» всех процессов в сегмент маркетплейсов. Это, с одной стороны, повысит привлекательность интернет-покупок, с другой — сократит доходы участников отрасли, включая владельцев пунктов выдачи и селлеров, добавляет он.

Селлерам стало сложнее

По словам главы «Электроопта», сегодня открыть с нуля полноценный бизнес на маркетплейсе стало гораздо сложнее, чем несколько лет назад. «В 2019 году мы начали торговлю на площадках, и тогда этим мог заниматься практически любой. Купил товар — выставил, он продается. У многих есть иллюзия, что и сейчас возможно то же самое — выставить товар, сделать 100% наценку и разбогатеть, — говорит Антон Фатеев. — Но на более зрелом рынке действуют другие правила».

Для повышения доходности он советует выходить сразу на четыре ведущие площадки (Wildberries, Ozon, «Мегамаркет» и «Яндекс.Маркет») и оперировать несколькими категориями товара. «Если у селлера один или три товара — ничего не получится, их нужно «разбавлять» чужими товарами сходной тематики. Сложно угадать, какая категория и на каком маркетплейсе будет хорошо продаваться. Сегодня выручка может быть здесь, завтра — в другом месте, а штраф — в третьем», — рассуждает Фатеев.

О том, что рынок усложняется говорит и Владимир Маринович, серийный предприниматель и бизнес-ангел. По его мнению, прибыльно смогут работать только те предприниматели, которые регулярно изучают и используют статистику и «знают продажи в цифрах». Он предупреждает, что для увеличения доходности владельцы маркетплейсов «выжимают [из продавцов] плату за любую услугу и штрафы — за несоблюдение любого стандарта». «Последнее, о чем они думают — прибыль селлера», — говорит эксперт.

Кроме того, сегодня селлеры вынуждены тратить большие деньги на маркетинговые инструменты. По оценкам собеседников РБК Петербург, около половины прибыли маркетплейсы получают не за счет естественных для них комиссий от продажи товаров, а как раз за счет продажи маркетинговых технологий. Это приводит к тому, что покупатели часто видят не лучший товар, а тот, который получил платное продвижение, сетуют эксперты.

Справка

Согласно данным петербургского центра «Мой бизнес», доля интернет-торговли в розничном обороте Петербурга составила по итогам 2023 года 16,5%. Всего в городе работает около 6 820 пунктов выдачи товаров (то есть, 1,2 пункта на 1000 тыс. жителей; в Москве, для сравнения, — 1,4 пункта). Лидирующие позиции на рынке по числу пунктов по-прежнему занимают Ozon и Wildberries. По данным сервиса «2ГИС», на конец марта 2024 года в городе работало 3203 пункта выдачи Ozon и 1524 — Wildberries. AliExpress выдает свои товары в 710 пунктах.

Повтор публикации от 05.04.2024 

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника