Санкт-Петербург и область, 07 мая 2019, 17:30

Страх русского водителя: почему на Невском проспекте гибнут люди?

Читать в полной версии
Фото: Максим Муратов/Интерпресс

Пересечение Невского проспекта и набережной Фонтанки за последнее время стало местом целого ряда ДТП, с пострадавшими и даже погибшими. Так, 6 мая на этом перекрестке автомобиль доставки еды Daewoo Matiz влетел в строительные леса у дома 66 по Невскому проспекту. В результате ДТП пострадали два пешехода, водитель автомобиля скончался.

В апреле на том же перекрестке произошла авария с участием BMW, в которой пострадали четыре пешехода. В конце декабря здесь столкнулись Mercedes и Subaru Forester — в результате одну из машин выбросило на тротуар, заполненный пешеходами. Пострадали шесть человек. В феврале чуть дальше от злополучного перекрестка, у дома 55 по Невскому проспекту, водитель BMW Х 6 совершил наезд на пешеходов. Тогда два человека погибли, еще трое пострадали.

РБК Петербург спросил экспертов, стал ли Невский проспект, включая тротуары, местом повышенной опасности и какие меры могут помочь предотвратить трагедии в будущем.

Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника»:

«Невский проспект сегодня не более «аварийная» магистраль, чем другие проспекты Санкт-Петербурга. Конечно, подробную статистику по ДТП нужно запрашивать у ГИБДД, но аварии случаются ежедневно по всему городу, и Невский — не исключение. Другой вопрос, что любое ДТП на Невском, да еще с жертвами или пострадавшими, вызывает ажиотаж в СМИ. Но, как с авиакатастрофами, хотя реальная вероятность погибнуть в ДТП на автодорогах намного выше, внимание приковано именно к самолетам, тогда как аварии на дорогах кажутся обыденностью.

Конечно, можно отметить, что на Невском всегда много и автомобилей, и пешеходов, потому любое ДТП, связанное с «вылетом» автомобиля на тротуар, гарантированно приведет к пострадавшим. Кроме того, Невский привлекает к себе любителей «покататься», которые специально приезжают сюда на автомобилях или мотоциклах, чтобы погонять по центру города — и вот это абсолютно ненормально.

Невский проспект защищен от ДТП ровно в той же степени, что и большинство других проспектов Петербурга. Строго говоря, у нас везде с этим не идеально. Никаких простых решений здесь предложить невозможно. Вернее, любые подобные решения приведут к негативным побочным явлениям. Естественно, можно установить на Невском искусственные неровности, развесить знаки ограничения скорости в 40 км/ч, а также огородить тротуары массивными тумбами (просто заборы недостаточно эффективны и могут быть опасны сами по себе). Но в итоге проспект станет менее удобным для всех — для автомобилей, для общественного транспорта и даже для пешеходов, если тумбы будут занимать место на тротуаре.

Делать Невский проспект полностью пешеходным невозможно, а в перспективе и не нужно. Невский, как магистраль, объединяет сегодня слишком много функций, ни от одной из которых нельзя так просто отказаться — это и крупнейшая транзитная магистраль центра, и магистраль для общественного транспорта, и важнейшая прогулочная улица. У него нет никаких разумных альтернатив для автомобильного движения.

Но в будущем Невский проспект нужно коренным образом перестраивать, меняя роль этой магистрали в городе: расширять тротуары, улучшать условия движения для общественного транспорта, постепенно выдавливать с него транзитный личный автотранспорт, возможно, возрождать на Невском трамвайное движение. Но это потянет за собой необходимость таких же коренных преобразований во всем центре Петербурга: строительства полноценных транспортных обходов центра, и много чего еще, включая платную парковку.

Ну, и кроме того, необходимо ужесточать систему наказаний для нарушителей ПДД, особенно для многократных нарушений. Виновниками многих нашумевших ДТП были люди, которые вообще не должны садиться за руль. И это вопрос к системе обучения и выдачи прав, к системе контроля. Не говоря уже о том, что должен быть отменен порог не штрафуемого превышения скорости в 20 км/ч, позволяющий сегодня без штрафов разгоняться до 80 км/ч. А это вопрос уже к федеральному законодательству».


Фёдор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург:

«Я шокирован количеством происшествий на Невском проспекте, на крупных перекрестках, в которых каждый раз страдают люди. Ключевая проблема, как все мы видим, — это нарушение водителями скоростного режима.

Что может заставить людей ездить в соответствии с правилами? Русского водителя не напугаешь угрозой потери своей или чужой жизни. Неслучайно у нас огромное количество водителей гибнет в лобовых столкновениях. Это результат постоянных обгонов. Порог чувствительности крайне низкий, что и приводит к страшному результату. К сожалению, куда больше водители ценят ходовую часть своего автомобиля. То есть русские люди не боятся потерять собственную жизнь, но подвеску автомобиля берегут. Потому и единственный способ как-то затормозить водителей — это установить лежачие полицейские везде, где возникает желание разогнаться. Только забота о подвеске заставит водителей быть осмотрительнее.

Второй способ — видеокамеры и штрафы. Это работает не так в лоб, но тоже работает. Например, такие камеры установлены на Пулковском шоссе на выезде из города. Штрафы не всегда назначают справедливо, как оспаривать их никто из водителей не знает, это вызывает напряжение и все снижают скорость на этом участке пути. Подобные видеокамеры стоит разместить на всех крупных проспектах Петербурга: Невском, Литейном, Большом пр. П.С.

Любовь к жизни не привить, но вот опасение за подвеску и за право выезда в Финляндию может помочь».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом