Санкт-Петербург и область, 07 июн 2016, 17:11

Новый стандарт: когда Петербург застроят «умными» домами

Читать в полной версии
(Фото: РБК СПб)

У Петербурга есть шанс стать по-настоящему «умным городом» (smart city*). Однако качественные изменения ждут городскую массовую застройку не ранее 2020-х годов. К такому выводу пришли архитекторы, девелоперы и урбанисты на дискуссии «Эволюция городской застройки: из Ленинграда в Петербург будущего» в рамках летней сессии VIII ежегодного форума «Будущий Петербург». Пока же, по мнению большинства участников разговора, новые районы и кварталы Петербурга — образец совсем не инноваций, а ощутимого регресса.

Новостройки для временного проживания

Сегодня массовый первичный рынок жилой недвижимости Петербурга характеризуется сверхплотной застройкой окраин, включающей возведение кварталов, рассчитанных на временное проживание, подчеркнули в ходе дискуссии эксперты. Из студий и однокомнатных квартир люди будут быстро «вырастать» и пускаться в поиски нового жилья, то есть постоянная ротация жильцов станет неизбежным пороком таких новостроек, поясняет генеральный директор «Творческая архитектурная мастерская Реппо», архитектор Владимир Реппо. «Как можно организовать жизнь в подъезде, состоящем преимущественно из студий? На кого опираться, с кем договариваться о совместных действиях по благоустройству?», — недоумевает он. Тем не менее, в период до 2020 года порочная практика строительства «муравейников» будет только крепнуть, считают девелоперы.

Сергей Орешкин (Архитектурное бюро «А.Лен»), Данияр Юсупов («Открытая лаборатория город») и Роман Блонов (NAI Becar) (Фото: РБК СПб)

«Рынок недвижимости развиваются циклично, — говорит директор IT-службы NAI Becar Роман Блонов. — И сейчас конкуренция реализуется, в основном, путем понижения цены продукта. Но резервы этой модели действий все равно исчерпаются, цена опустится до такого уровня, что перестанет быть конкурентным преимуществом. В этой ситуации выиграет тот, кто начнет внедрять и предлагать технологические преимущества».

Эволюционный скачок

Сейчас, несмотря на шквал технологических новшеств, приходящих с Запада, строительство в Петербурге упрощается — в частности, применяются менее совершенные инженерные системы, чем еще несколько лет назад, отмечает генеральный директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Даже элитный сегмент, всегда игравший роль технологического драйвера рынка недвижимости — источника полезных инноваций, которые вскоре появлялись и в более низких ценовых сегментах, — делает в этом смысле шаги назад», — констатирует он.

Тем не менее, новейшие технологии не минуют петербургский рынок недвижимости, уверен генеральный директор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков. Технологическое развитие будет активным после восстановления платежеспособного спроса, считает он. «Думаю, что рынок перейдет в новое качество и начнется повышающая тенденция. К тому состоянию, в котором мы сейчас находимся, мы шли с 2008 года, а сейчас 2016 год — восемь лет. Есть принцип — сколько в кризис заходишь, столько из него и выходишь. Полагаю, к 2020 году мы будем на повышающем тренде и появятся новые форматы жилья — в гораздо большем количестве, чем мы видим сейчас. Следовательно, будут востребованы и технологические инновации».

Хотя бы попробуем

Одним из способов развития новых форматов и применения новых технологий является создание пилотных территорий со специальными техническими условиями, уверены девелоперы и архитекторы. Так, в Москве, по их мнению, такой территорией стала Москва-Сити.

По мнению профессора кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерия Нефедова, город нужно открыть для международного взаимодействия. «Нам нужна интернациональная среда, конкурентная, разная, — настаивает он. — Самый международный город — Берлин; там существовала практика разделения земель под застройку на разные лоты. На этих участках разные архитекторы реализовывали свои проекты. Если бы до того, как застроить большой участок в Петербурге, можно было разрезать территорию на лоты и провести конкурс на застройку без вмешательства российских участников и всех согласовывающих и надзирающих, вот тогда было бы понятно, насколько вариативной может быть современная жилая архитектура».

Владимир Реппо («Творческая архитектурная мастерская Реппо») и Сергей Орешкин (Архитектурное бюро «А.Лен») (Фото: РБК СПб)

Пока же более реалистичным кажется предложение заместителя директора по развитию Bonava Saint Petersburg Александра Бойцова — создавать пилотные проекты со специальными техническими условиями. «У нас большой город, и, если мы сразу внесем изменения в Градостроительный кодекс, то могут появиться компании, которые сделают не так, как мы задумали при обсуждении, и возникнут проблемы, — отмечает он. — Поэтому надо посмотреть, как работают новые правила и технологии, на пилотных проектах. Например, можно запустить проекты, где реализованы прорывные идеи с парковками, — конкретизирует он, — с энергоэффективными сетями, с развитием новых видов общественного транспорта, и затем посмотреть, что дало хороший эффект на практике».

Технологии подтянутся

Как заметил Петр Кузнецов, фундаментом развития новых технологий является мотивация к их внедрению: «К 2020 году, я надеюсь, у нас произойдут изменения в экономике, в общей атмосфере, и на них быстро отзовется общество — тогда появится мотив к развитию технологий, который существовал в начале нулевых годов, и инженеры вместе с архитекторами начнут работать над совсем другими проектами, чем сейчас — интернетом вещей, умным домом, разнообразными инженерными системами».

Петр Кузнецов («Конфидент») и Константин Ковалев («СТАРТ Девелопмент») (Фото: РБК СПб)

«Чтобы инженерная мысль работала, нужны мотивы. Сегодня их явно недостаточно, — добавляет он. — Я бы хотел, чтобы эти мотивы скорее появились, и тогда к 2030 году сможем вас чем-то порадовать».

Генеральный директор «Архитектурная мастерская Цыцина» Сергей Цыцин указывает, что такие задержки с внедрением новых технологий, в том числе зеленых, связаны с «незаточенностью» всего государства под их внедрение. «Никаких действий, финансовых инструментов, организационной поддержки со стороны государства нет. Процесс внедрения все равно идет, но гораздо медленнее, чем мог бы», — указал он.

Все ради продаж

На внедрение инноваций и развитие строительной отрасли влияют три силы, отметил заместитель генерального директора «СТАРТ Девелопмент» Константин Ковалев. Во-первых, регулятор, который меняет нормы, во-вторых, девелоперы, которые зарабатывают на этом деньги, и, в-третьих, спрос. «Рынок жилой недвижимости — это потребительский рынок, поэтому важны изменения потребительских предпочтений», — напоминает он.

В целом участники дискуссии пришли к выводу, что кварталы должны меняться в сторону большего разнообразия — от разных форматов и разной высотности до функционального разнообразия. И причина тому — потребитель. При существующей застройке такое разнообразие становится важным маркетинговым ходом. «В районах, которые находятся на границах города, плотность должна быть уменьшена, в противном случае люди очень скоро просто не будут покупать там квартиры», — предостерегает коллег К.Ковалев.

Игорь Креславский, председатель правления ГК «РосСтройИнвест», в свою очередь, отмечает, что в жилищном строительстве уже наблюдается тенденция уменьшения плотности застройки. «Кварталы будут более комфортными и, естественно, борьба за покупателя продолжится, а значит продолжится работа по улучшению качества как самих зданий, так и архитектурных решений», — говорит он.

«Мы не должны делать спальные кварталы. Мы должны увеличивать самодостаточность новых районов, уменьшать транспортные потоки, снижать нагрузку на дороги», — говорит Сергей Цыцин. Будущее, по мнению участников разговора, за деавтомобилизацией города, развитием общественного транспорта, в том числе железнодорожного, расширением сетей автошеринга, развитием вело- и пешеходного движения, акцентом на внедрение зеленых технологий. Только это — чуть позже, а пока архитекторы решают другую задачу — как разместить в придомовом пространстве все уже имеющиеся автомобили и сделать цивилизованные парковки неотъемлемой частью городской среды.

*В ходе дискуссии об эволюции городской застройки также был дан старт архитектурно-девелоперскому форсайту «Петербург 2026: пространство утопии и прагматики».

Форум «Будущий Петербург» — важная часть исследовательской и просветительской работы, которую ведет РБК Петербург (она включает в себя и работу экспертного совета Премии РБК Петербург, проекты Winner и др). Миссия Форума — способствовать становлению новой эффективной и конкурентоспособной экономики Петербурга, которая определяла бы вектор развития города как современного мегаполиса с высоким качеством жизни. Партнерами летней сессии форума «Будущий Петербург» в 2016 году выступили компании BIOCAD, Bonava Saint-Petersburg, «РосСтройИнвест» и «Конфидент».

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах