Санкт-Петербург и область, 07 июн 2020, 11:24

«Долговая петля»: что не так с бюджетом Петербурга

Читать в полной версии
(Фото: сайт парламента)

Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло 3 июня во втором, ключевом, чтении законопроект о корректировке городского бюджета на 2020 год в редакции, подготовленной бюджетно-финансовым комитетом парламента (БФК). По сравнению с исходным вариантом в ней учтены только две поправки — одна, внесенная губернатором, и вторая, предложенная депутатской фракцией «Единая Россия». Парламентское большинство не захотело восстанавливать серьезно сокращенные жилищные программы, статьи на строительство метро и другие, которые предлагали депутаты от оппозиционных фракций, хотя они и Контрольно-счетная палата указывали на источники средств — неэффективные и необоснованные расходы.

Поддержали бизнес и врачей

Поправка губернатора учитывает утвержденный правительством Петербурга «второй пакет» мер поддержки бизнеса в условиях введенных противоэпидемических ограничений, что дополнительно сокращает доходы города. В то же время, в том числе за счет целевых поступлений из федерального бюджета в рамках борьбы с эпидемией COVID-19, увеличены расходы на стимулирующие выплаты медицинским работникам в размере 2,881 млрд руб., на оснащение создаваемого (перепрофилируемого) коечного фонда (781 млн руб.), на стимулирующие выплаты социальным работникам (155 млн руб). В целом, с учетом дополнительных ассигнований из бюджета Петербурга, расходы увеличиваются на 7,801 млрд руб., и будут направлены, как отметил председатель комитета финансов Алексей Корабельников, на обеспечение статей бюджета социального характера в сферах здравоохранения, образования и социальной поддержки граждан.

Резервный фонд правительства Петербурга увеличивается на 1 млрд руб. и составит в итоге 32 млрд руб — «в целях финансирования мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, а также обеспечения возможности оказания оперативных мер поддержки нуждающимся». Также в губернаторской поправке учтено пожелание некоторых депутатов восстановить ассигнования в размере 500 млн руб. на садово-парковое хозяйство города. В Адресной инвестиционную программу (АИП) внесены малосущественные изменения, как отмечается в сообщении пресс-службы ЗакСа.

Согласно поправке фракции «Единая Россия», увеличены расходы на закупку медицинского оборудования, расходных материалов для обеспечения противоэпидемических мероприятий, для противопожарных целей в медицинских учреждениях. Также предусмотрена финансовая поддержка учреждений культуры, вынужденных приостановить работу из-за эпидемии коронавируса.

Жилищные программы не восстановлены

ЗакС отверг все поправки депутатов оппозиционных фракций. В частности, предложения руководителя фракции «Яблоко» Бориса Вишневского. Депутат предлагал восстановить расходы на программу «Молодёжи — доступное жилье», сокращенные на 2,9 млрд руб., на программу «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», сокращенную на 2,1 млрд руб. и на строительство метро, бюджет которого обрезали на 3 млрд руб. Средства он предлагал перенаправить с неэффективных или вовсе ненужных статей, например, субсидирования спортивных команд, таких как богатейший клуб России — ФК «Зенит», чьи владельцы и спонсоры «вполне могут сами решить все финансовые проблемы команды». Также он считает, что социальную ответственность могли бы проявить «тайные концессионеры ЗСД», отказавшись от 3 млрд руб. прибыли в пользу города в трудные времена. Да и Смольный мог бы, в свою очередь, воздержаться хотя бы в этот раз от проведения второстепенных мероприятий, на которые запланировано 900 млн руб. и сократить увеличение своего Резервного фонда.

Восстановить финансирование капремонта предлагали депутаты фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров. Они считают несправедливым, что Смольный, сокращая бюджетное финансирование в 10 раз (с 3 млрд руб до 0,3 млрд руб), сохраняет взносы граждан на капремонт в прежнем объеме. Эсеры, как и «яблочники», выступают против намерения радикально сократить жилищные программы. В своей поправке они предлагали также сохранить 7 млрд руб., предназначенные для выкупа у застройщиков детсадов, школ и жилых помещений для льготников. Необходимые средства эсеры, как и «яблочники» хотели перенаправить из Резервного фонда и затрат на ЗСД, в частности, предназначенные для строительства развязки ЗСД с будущего ВСД.

У аудиторов есть вопросы

На некорректность выделения 1 млрд руб. на эту развязку обратила внимание Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП), указавшая в своем заключении, что «это сделано в отсутствие утвержденной, прошедшей экспертизу проектной документации и в отсутствие расходных обязательств Санкт-Петербурга, что нарушает требования Бюджетного Кодекса РФ». КСП указывает и на другие сомнительные, по ее мнению, расходы.

Так, в заключении аудиторов говорится, что «в нарушение п.2 ст.26 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» в составе материалов к законопроекту в ряде случаев представлены обоснования не предлагаемых изменений по целевым статьям, а расчет на всю сумму расходов. По указанной причине не представляется возможным установить цель и проверить обоснованность выделения дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 13,086 млрд руб., предусмотренных по 30 целевым статьям для 11 главных распорядителей бюджетных средств».

В частности, КСП обращает внимание на то, что ОАО «Дворец спорта» предоставлена реструктуризация 15,5 млн руб. задолженности путем продление срока исполнения денежного обязательства почти на 2 года — до 31 декабря 2022 года. «При этом ни в законопроекте, ни в материалах и расчетах к нему не содержится какого-либо обоснования представленной реструктуризации», — отмечает КСП.

«Сомнительные расходы» сохранены

Несмотря на возражения депутатов оппозиционных фракций и КСП, никакие «сомнительные расходы» сокращены не были, утверждает руководитель фракции «Партия роста» Оксана Дмитриева. «Даже Продовольственному фонду, который никакие товарные интервенции давно не производит, бюджет в 190 млн руб. не сократили. Сохранено финансирование даже таких бессмысленных программ, как воспитание патриотизма, укрепление общественного согласия, сохранение государственной тайны, на развитие событийного туризма, что особенно удивительно в период запретов на массовые мероприятия и на въезд иностранцев, — недоумевает депутат. — Эти программы тянут на 1 млрд, который разумнее направить на сокращенные жилищные программы. Также концессионер трамвайного проекта «Чижик» мог бы в порядке социальной ответственности бизнеса в нынешние трудные времена пожертвовать городу 2,2 млрд компенсации недополученной прибыли. Как и концессионер ЗСД, которому также заложено 3 млрд на компенсацию недополученной прибыли». А всего, по ее мнению, за счет сокращения неэффективных расходов можно было собрать примерно 10 млрд руб., которых хватило бы на восстановление важных для петербуржцев программ. Вместо этого город увеличивает свои долги, только обслуживание которых обойдется в 7 млрд руб. в год, что равно затратам на все жилищные программы, утверждает Оксана Дмитриева.

В ситуации, когда следующий год будет не лучше нынешнего, а возможно даже хуже, она считает неправильным отказ Смольного от поддержки со стороны федерального бюджета. «Нужно ставить вопрос о покрытии дефицита региональных бюджетов из федерального бюджета, который, в свою очередь, должен использовать средства ФНБ, что равнозначно дополнительной эмиссии. Но лучше эмиссия, чем долговая петля», — считает эксперт.

Справка

В результате корректировки, с учетом поправки Губернатора бюджет на 2020 год будет иметь следующие характеристики: доходы — 573 823,3 млн руб. (примерно на 15% меньше, чем в исходном Бюджете на 2020 год); расходы — 684 955,0; млн руб. (снижены на 6,9%, по сравнению с исходным Бюджетом на 2020 год); дефицит — 111 131,7 млн руб. (19% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений).

Наибольшему сокращению подверглись расходы по разделам: «Национальная экономика» — на 26,0 млрд рублей (на 16,6%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 25,8 млрд рублей (на 33,7%), «Образование» — на 10,6 млрд рублей (на 6%), «Культура, кинематография» — на 2,4 млрд рублей (на 9,9%), «Социальная политика» — на 2,5 млрд рублей (на 1,9%), «Физическая культура и спорт» — на 2,8 млрд рублей (на 15,6%). Помимо прочих статей, серьезно, на 50% (на 29 млрд руб.), сокращена региональная часть финансирования национальных проектов, на 16,3% (на 8 млрд руб.) сокращен Дорожный фонд Санкт-Петербурга, на 33% (на 33,2 млрд руб.) — АИП.

Увеличены бюджетные ассигнования по разделам: «Общегосударственные вопросы» — на 21,3 млрд рублей (на 52,1%), «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — на 517 млн рублей (на 59,3%), «Национальная оборона» — на 7,3 млн рублей (на 9,6%).

Структура приоритетных направлений сохранена. По-прежнему на первом месте планируются обязательства по разделу «Образование» — 24,5% в общем объеме расходов (в принятом Бюджете — 24,2%), на втором — «Национальная экономика» — 19,4% (21,6%), на третьем — «Социальная политика» — 18,8% (17,8%), на четвертом — «Здравоохранение» — 13,3% (12,4%), на пятом — «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 7,5% (10,5%).

Повтор публикации от 03.06.2020 

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору