Санкт-Петербург и область, 07 июл 2020, 10:46

Петербургские магазины и кафе раскрыли «посткарантинную» выручку

Читать в полной версии

Выручка малого и среднего бизнеса Петербурга в июне оказалась на 46% меньше, чем в июне прошлого года, подсчитали специально для РБК Петербург аналитики ИТ-компании «Эвотор». При этом они отмечают, что разные отрасли бизнеса восстанавливались в течение месяца с разной скоростью — некоторым компаниям, например, удалось превысить прошлогодние показатели. На полное восстановление сегмента потребительских услуг может уйти от нескольких кварталов до нескольких лет.

Не до цветов

Непродовольственная розница в Петербурге начала оживать после режима изоляции с 8 июня, когда городские власти разрешили открыться магазинам (за исключением объектов, находящихся в ТЦ) с площадью торгового зала не более 400 кв. м и с отдельным уличным входом. В результате по итогам июня выручка выросла в разы по сравнению с маем, однако так и не смогла достичь уровня июня 2019 года.

Выручка несетевых магазинов одежды, например, выросла почти в 9 раз по сравнению с маем. Однако из-за режима ограничений продавцы одежды в июне недополучили 68% от июня прошлого года. Выручка магазинов обуви выросла в июне по сравнению с маем почти в 5 раз, но оказалась на 37% ниже, чем год назад, подсчитали аналитики «Эвотор».

Цветочный бизнес сильно пострадал от пандемии и не спешит восстанавливаться, часть магазинов до сих пор закрыты, говорят игроки рынка. Цветочные салоны, которые также открылись 8 июня, заработали в июне только треть прошлогодней выручки (на 67% меньше, чем в прошлом году).

«Статистика «Эвотора», действительно, соответствует реальной картине. Наша дилерская сеть насчитывает 56 салонов, и мы видим, что выручка пока восстановилась на треть. Людям не до цветов, есть более приоритетные траты. Мы пока находим компромиссы с арендодателями по уровню ставки: где-то мы просим на 50% снизить аренду, по каким-то салонам даже чуть больше, но если по каким-то точкам не сможем договариваться, то будем их закрывать», — говорит совладелец компании «ЦветОптТорг» Алексей Захаренко.

Неполный месяц

Часть ограничений на работу предприятий малого и среднего бизнеса были сняты в Петербурге только в середине июня, другие — в самом конце месяца. Поэтому сравнивать их выручку с прошлогодней не вполне корректно, однако кое-какие выводы о постизоляционной работе бизнес уже сделал. Например, петербургским парикмахерским разрешили работать с 15 июня. Выручка этого сегмента в июне формально оказалась на 55% меньше, чем годом ранее (но поскольку парикмахерские проработали всего две недели в июне 2020 года, показатель нельзя считать плохим).

Генеральный директоров сети салонов Pilki Мария Романовская рассказала, что все 50 салонов в Петербурге (всего у сети 90 точек) открылись 29 июня. «По первым дням работы сложно сказать, какой процент от прошлогодней выручки мы сделаем, но трафик неплохой, наши постоянные клиенты ждали открытия, звонят, записываются. Мы очень надеемся, что по итогам июля у нас выручка будет выше, чем годом ранее», — отметила топ-менеджер.

Летние веранды кафе и ресторанов также, как и салоны красоты, открылись 29 июня, однако до этого многие заведения работали на вынос и осуществляли доставку. В итоге по сравнению с прошлым годом эти заведения заработали на 49% меньше, чем в июне 2019 года. Столовые в июне заработали на 80% больше, чем в мае, но на 55% меньше, чем в июне прошлого года.

Туристический сектор тоже начинает восстанавливаться. Выручка турагентств выросла за месяц более чем в два раза по сравнению с майской, но по-прежнему составляет только половину от июньской выручки прошлого года. Выручка петербургских миниотелей, лишенных иностранных туристов, в июне оказалась на 61% меньше прошлогодней, а билетных касс — на 84%.

Из-за пандемии потеряли в выручке даже те сегменты малого бизнеса, которым не запрещали работать. Так, из-за сокращения покупательского трафика и перетока части продаж в онлайн в июне выручка супер- и минимаркетов упала на 30% по сравнению с прошлым годом, зоомагазинов — на 33%, пекарен — на 40%.

Несмотря на то, что подавляющее большинство сегментов малого и среднего бизнеса еще далеки от восстановления, некоторым отраслям в июне удалось превысить прошлогодние показатели. Так, магазины автотоваров заработали в июне на 38% больше, чем год назад, а пивные магазины — на 8%.

Костяк рынка

По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Коренева, сегодня наибольший спрос со стороны потребителей наблюдается в сегменте фитнес-услуг, салонов красоты, парикмахерских, бытовых услуг, магазинов детской одежда, DIY-ретейла, транспортных и логистических услуг. Явно хуже ситуация в туристическом бизнесе, который пока еще работает в режиме частичных ограничений. Лишь немногим лучше дела у отельеров и рестораторов. «Снизившиеся доходы россиян вынуждают отечественные домохозяйства экономить на некоторых статьях расходов, которые не относятся к остро необходимым. А это и путешествия, и походы в кафе и рестораны, и иные развлечения», — говорит он.

Вопрос, какие из отраслей и какими темпами будут восстанавливаться, сейчас целиком и полностью лежит в плоскости дальнейшей динамики, связанной с пандемией коронавируса и последствий карантина, говорит Алексей Коренев. Немаловажно и то, как именно и в каких объемах будет оказываться со стороны правительства помощь отдельным сегментам экономики. «Сейчас более-менее ясно одно — наибольшие потери понесли именно предприятия малого и среднего бизнеса. А именно они составляют костяк потребительского рынка. И, к сожалению, на сегодняшний день помощь со стороны государства именно МСП выглядит явно недостаточной. Крупные компании, особенно корпорации с госучастием, и ресурсы имеет несравнимо более высокие, и могут рассчитывать на получение кредитов, и в целом гораздо более устойчивы к шокам. Небольшие предприятия в силу целого ряда причин полноценной помощи получить не смогли. Причиной тому большое количество административных барьеров, чрезмерно формальный подход при определении тех, кто нуждается в поддержке, и юридические казусы», — говорит эксперт.

Что касается возможных сроков, за которые сегмент потребительских услуг выйдет на прежние уровни, то, вероятнее всего, на полное восстановление может уйти от нескольких кварталов до нескольких лет, говорит аналитик. Да и то, при условии, что поддержка со стороны государства как непосредственно предприятиям данного сегмента, так и потребительскому спросу в целом в виде выплат, дотаций, снижения фискальной нагрузки на физлиц, окажется достаточно эффективной.

Справка

Для анализа использовались данные онлайн-касс «Эвотор» в Петербурге (более 650 тыс. устройств по всей России). Сравнивался ежемесячный оборот по онлайн-кассам за май и июнь в 2020 и 2019 годах с поправкой на рост базы.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России