Санкт-Петербург и область, 07 авг 2008, 18:38

Эксперты: К концу года излишек автозаправочных станций в Петербурге составит 16,6%

Читать в полной версии

К концу текущего года излишек автозаправочных станций (АЗС) в Санкт-Петербурге составит 16,6%. Такое мнение РБК высказал директор службы маркетинга и развития ООО "Фаэтон-Аэро" Антон Иванов. "Уже на сегодняшний день в городе наблюдается излишек станций, - отметил эксперт. - С учетом того, что власти региона постоянно продают участки под дальнейшую застройку, к концу года в Петербурге будет минимум 100 лишних АЗС".

С тем, что город ощущает переизбыток топливных станций, согласен и генеральный директор Саморегулируемой ассоциации строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов. Наиболее перспективными же для строительства АЗС, по его мнению, являются территории, занимаемые промышленными предприятиями, а также места новой застройки в северных и западных директориях Петербурга. Кроме того, специалист видит перспективы в развитии городов-спутников в соседней Ленинградской области, а также в строительстве на намывных территориях.

Первый заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания" Леонид Чурилов высказывает предположение, что сегодня АЗС необходимо строить во вновь строящихся районах, кварталах, при открытии новых дорог и долгосрочном изменении транспортных потоков. "Гораздо эффективнее и с позиции пожарной и экологической безопасности, и с экономической позиции использовать земельные участки под многоэтажную застройку — гостиницы, торговые и бизнес-центры, - считает эксперт. - Ведь на 0,5 га можно построить АЗС, а можно построить 10-этажный многофункциональный центр. Соответственно, город получит гораздо больше налогов от центра, нежели от АЗС".

В то же время участники рынка подчеркивают, что, несмотря на более чем достаточное для города количество АЗС, в Северной столице в настоящее время существует явный недостаток их концентрации в некоторых районах. "Петербург явно нуждается в станциях на территории Петроградского и Центрального районов", — указывает глава службы маркетинга "Фаэтон-Аэро" А.Иванов.

По мнению представителя "ПТК", еще большая нехватка АЗС наблюдается на граничащей с Ленобластью территории Петербурга. "Явный недостаток можно наблюдать рядом с вновь строящимися автомобильными заводами, портами, то есть там, где есть транспортный поток и необходимость заправки транспорта," - говорит Л.Чурилов.

При этом, по прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе топливный рынок Петербурга будет развиваться в основном за счет дальнейшего продвижения вертикально интегрированных компаний (ВИНКов). Именно они, убеждены эксперты, и будут приобретать большинство участков под новые АЗС, которые город выставляет теперь крупными лотами, включающими несколько наделов сразу.

Гендиректор Саморегулируемой ассоциации строителей Петербурга А.Белоусов отмечает: "Это общая тенденция не только для Петербурга, но и для России в целом. Играет роль финансовая составляющая, которая позволяет ВИНКам совершать сделки по приобретению крупных лотов из 10 и более участков под АЗС, что не могут себе позволить независимые участники".

В то же время, как отмечает Л.Чурилов, крупные нефтяные компании — "Роснефть", "Газпром", ТНК — больше заинтересованы все же не в покупке участков (по его словам, в регионе "приличных участков без обременений просто нет"), а в скупке мелких и средних операторов, которые еще остались на топливном рынке города и не имеют долгосрочных договоров поставки.

Отметим, что в настоящий момент на топливном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области представлены 10 ВИНКов и 13 независимых игроков. Из них 19 компаний являются местными и четыре представляют другие регионы. В Петербурге и области насчитывается 501 автозаправочная станция, из которых 47,5% принадлежит монополистам. На долю независимых участников рынка приходится 52,5% АЗС региона.

Стоит напомнить, что первым из ВИНКов на местный рынок нефтепродуктов пришел ЛУКОЙЛ, вслед за ним появились ТНК, Shell, "Роснефть" и другие крупные игроки.

Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе